Белорусский конвой
Белорусская таможня приготовила "сюрприз" перегонщикам автомобилей из Калининграда в Россию. За транзит через республику теперь необходимо оплачивать таможенное сопровождение либо вносить на депозит белорусской таможни залог. Новые правила проезда уже привели к образованию километровых очередей в пунктах пропуска, а сами перевозчики готовятся переориентироваться на транзит через другие страны.
Как рассказали "Бизнесу" в Северо-Западном таможенном управлении, белорусские таможенники обязали перегонщиков платить в среднем по 600 евро за таможенное сопровождение за каждый автомобиль, изза чего с середины прошлой недели на российско-латвийской границе, куда переориентировались перегонщики, образовались громадные очереди из 600-900 машин. Самыми проблемными стали международные автомобильные пункты пропуска "Бурачки" и "Убылинка". Альтернативой найма конвоя может стать внесение на депозит белорусской таможни денежных средств из расчета $0,5 за километр с каждой машины, что обойдется в среднем 3 тыс. евро за автовоз. После доставки транспортного средства в пункт назначения эти деньги возвращаются перевозчику, правда, получить он их может только в белорусских рублях, что, в свою очередь, приводит к потерям конвертации.
По экспертным оценкам, из Калининграда через Белоруссию в среднем следует около 5 тыс. машин в месяц. В ГТК Белоруссии "Бизнесу" рассказали, что нормы законодательства, позволяющие устанавливать такие правила пересечения границы, действуют уже два года.
Прецедент использования белорусскими властями "спящей нормы" закона уже есть: летом этого года они обязали оплачивать конвой перевозчиков подакцизных товаров. Это требование было реакцией на действия некоторых российских экспортеров, провозивших весь сахар без уплаты таможенных пошлин, тогда как по договоренности между двумя государствами пошлинами не облагается только экспорт свекловичного сахара. Летом белорусская таможня также ввела дополнительный налог для перевозчиков за пользование белорусскими дорогами. "Значительная часть компаний переориентировалась с белорусско-российского направления на латвийско-российское, что вылилось в километровые очереди на границе",- говорит специалист отдела логистики Volkswagen Александр Исаев. Он считает, что подобному примеру могут последовать и автомобильные перевозчики с транзитными номерами. Часть перевозчиков, по данным "Бизнеса", уже попыталась переориентироваться на паромное сообщение с СанктПетербургом, но, как оказалось, автомобильные места на паром раскуплены буквально на месяц вперед.
Перевозчики утверждают, что новые правила транзита могут сократить его объем наполовину и в первую очередь затронут частников. "Даже в случае, если эта мера продержится долго, ничего страшного не произойдет для официальных дилеров и импортеров, потому что они, как правило, не пользуются услугами частных перегонщиков и имеют соглашения в рамках межгосударственных договоренностей, по которым их белорусские органы не трогают",- говорит руководитель компании "BerlinAuto-медия" Павел Огородников.
По словам экспертов, введенные в отношении российских автомобилей экономические санкции имеют исключительно политический характер.
Руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин обращает внимание, что даже такой, казалось бы, малозначительный элемент новых правил, как возврат залога в белорусских дензнаках, говорит о том, что республика не приемлет другой валюты, кроме национальной.
Бизнес b-online.ru 23.10.06