Дальнобойщики заблокировали границу
Пробки на пограничных автомобильных пунктах пропуска (АПП) превратились в постоянную головную боль перевозчиков.
За последние 15 лет объемы международных автомобильных перевозок увеличились в 12,5 раза. Развитие инфраструктуры пропускных пунктов не поспевает за столь стремительным приростом. В результате водители вынуждены проводить в очередях на границах по несколько суток, при этом их работодатели несут значительные убытки.
Показательным примером стали пробки на российско-латвийской границе, которые с разной периодичностью возникают на контрольно-пропускных пунктах Терехово и Гребнево . Количество машин в очередях порой превышает 800, а простои составляют до четырех суток.
По словам начальника пресс-службы Федеральной таможенной службы (ФТС) России Александра Смелякова, все, что могут делать их подразделения в этой ситуации, они делают. На АПП значительно усилены наряды проверяющих, которые работают круглосуточно в три смены, заявил он Гудку . Процедура проверки ускорена без ущерба для экономической безопасности страны .
Все остальное от таможни не зависит: проблема реконструкции погранпереходов должна решаться на межправительственном уровне. С этим согласны как таможенники, так и перевозчики.
Пресс-секретарь Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Антонина Камчатова полагает, что надо отдать должное работникам таможни, которых вынудили работать в авральном режиме.
Число проверяющих не так-то просто увеличить, ведь кадровые ресурсы ограниченны , говорит Антонина Камчатова. Поэтому с таможенниками можно согласиться, что они делают все от них зависящее, полагает пресс-секретарь АСМАП.
Однако тут же сама и опровергает себя. Антонина Камчатова рассказала, как год назад стала свидетельницей того, что на КПП на границе с Финляндией пересменка таможенников длилась два часа вместо положенных 15 минут. Но стоило разнестись информации о приезде комиссии сверху , как очередь рассосалась в считанные минуты.
Впрочем, у проверок есть и другая сторона. Начальник сектора логистики компании Межтрансавто Дмитрий Чистухин считает, что когда на границе появляется проверяющая комиссия, то все службы начинают более тщательно досматривать машины и в результате темп пропуска замедляется.
Либо стой в пробке, либо плати
Причины пробок могут быть самыми разными. Пробки в Латвии на границе с Россией, по мнению Антонины Камчатовой, вызваны тем, что несколько месяцев назад Белоруссия увеличила список грузов, для которых требуется таможенное сопровождение. Для перевозчиков это дополнительные расходы, которых они стараются избежать. Поэтому транспортные потоки замкнулись на Латвию.
Но зачастую пробки возникают и на границе Белоруссии и Польши на Брестском погранпереходе. Трасса М1 Москва Минск единственная магистраль на пути в Европу, по которой могут ехать автомобили общей массой более 38 тонн, говорит пресс-секретарь АСМАП. Других путей для них просто не существует, иначе перевозчикам грозят большие штрафы .
Все это ведет к тому, что пробки на белорусско-польской границе стали не таким уж редким явлением.
Недавно наши машины 18 часов стояли на Брестском погранпереходе , говорит начальник департамента автомобильных перевозок компании Абсолют Транс Алена Тихонова. Убытки составляют 100 евро в день с машины, иногда доставки срываются , добавляет она.
По словам Дмитрия Чистухина из Межтрансавто , его компания заранее информирует клиентов о возможных пробках на границе, таким образом закладывая время простоя в срок доставки.
Но есть на западном направлении и те переходы, где простоев не бывает вообще. Этим отличается, например, украинско-венгерский погранпереход в городе Чоп, о чем Гудку сообщил генеральный директор компании Автоинвест Виктор Юделевич.
Пограничники любят долго спать
От простоев на границе страдает не только западное, но и восточное направление.
АСМАП опрашивала руководителей автотранспортных предприятий Восточной Сибири и выяснила, что прохождение границы в Китай занимает до суток, а из Китая в Россию до двух суток. Перевозчики жалуются на очень медленную работу всех приграничных служб. При этом особенно усердствуют пограничники, которые могут несколько часов держать порожний транспорт, при этом фактически бездействуя.
В конце 2005 года на АПП Забайкальск Маньчжурия был введен круглосуточный режим пропуска для легкового транспорта и автобусов. Для грузовиков же время работы было увеличено на 4 часа вроде бы среагировали на пробки. Но численность проверяющих не увеличилась. Вдобавок таможенники и инспекторы Ространснадзора начинают работу в 9.00, а пограничники только в 10.00. При этом первыми на въезде на АПП стоят именно они.
Минтранс устроит чистку КПП
В настоящее время министерство транспорта ведет работу по паспортизации всех пунктов пропуска на государственной границе, заявил Гудку начальник отдела общественных связей министерства Тимур Хикматов. Для подготовки предложений по их обустройству и функционированию сформирована постоянно действующая рабочая группа.
По завершении паспортизации будет проведен анализ работы всех пунктов пропуска, по итогам которого те пункты, где проходят небольшие грузо- и пассажиропотоки, закроют, а пункты пропуска со значительным оборотом реконструируют и расширят. Аналитическую работу Минтранс планирует завершить к декабрю этого года.
Тимур Хикматов также напомнил, что 3 октября было подписано соглашение между правительствами России и Казахстана о строительстве совместных пунктов пропуска на российско-казахской границе. Это должно значительно ускорить процедуру контроля на границе двух стран.
Определенную работу по реконструкции пунктов пропуска ведет также ФТС. Таможенники подготовили и согласовали со всеми причастными ведомствами проект технического задания по реконструкции автомобильного пункта пропуска Бурачки на российско-латвийской границе. На этом АПП таможня отрабатывает принципы контроля транспортных средств в режиме одного окна . Если эксперимент пройдет удачно, то его результаты будут использованы в дальнейшем для разработки типового проекта приграничного автомобильного пункта пропуска.
Гудок gudok.ru