30.10.06

"Евро-2" вступил в силу второй раз

Вчера вступил в силу совместный приказ МВД, Минпромэнерго и ФТС, вводящий новый порядок подтверждения соответствия ввозимых автомобилей экологическому стандарту "Евро-2". По прогнозу чиновников, в начале применения новых правил платить не менее $100 за индивидуальные сертификаты соответствия придется импортерам 10-15% ввозимых автомобилей вместо нынешних 3-4%. Эксперты особого смысла в усложнении процедуры не видят.

Технический регламент, устанавливающий стандарты выхлопов автомобилей на уровне "Евро-2", был принят постановлением правительства в октябре 2005 года. Несмотря на то что стандарт устарел еще до его введения (Европа ввела "Евро-2" в 1997 году, а сейчас готовится к переходу на "Евро-5"), российские чиновники оказались не готовы к его применению. В результате с мая 2006 года до вчерашнего дня действовал упрощенный порядок подтверждения экологического класса автомобилей.

Заключался он в том, что без проблем ФТС оформляла, а ГИБДД регистрировала лишь автомобили, произведенные после введения "Евро-2" в стране импорта. К примеру, произведенные в ЕС начиная с 1997 года, в США -- с 1996-го, в Японии -- с 1998-го. Если автомобиль старше, ввозящему надо платить за получение экологического сертификата соответствия. Выдают их около 80 коммерческих организаций, получивших аккредитацию Ростехрегулирования. В среднем сертификат стоит $100 (в Приморском крае -- 3,6 тыс. руб.). По оценкам экспертов, под такую платную сертификацию в последнее время подпадали 3-4% ввозимых автомобилей.

С 29 октября 2006 года временный порядок уступил место постоянному, утвержденному совместным приказом Минпромэнерго, МВД и ФТС. Теперь таможенники должны пользоваться уже не умещающейся на одной страничке таблицей годов выпуска автомашин, а накопленной Ростехрегулирования электронной базой данных одобренных типов транспортных средств. По словам руководителя Ростехрегулирования Григория Элькина, в нее включено 3,5 тыс. модификаций автомобилей, в том числе все официально продаваемые в России новые модели. Если ввозимого автомобиля в этой базе не обнаружится, таможенник обязан заглянуть в другую -- с данными о платных сертификатах соответствия, ранее выданных конкретным импортерам (их уже больше 15 тыс.).

Если соответствие автомобиля техрегламенту не удается установить, паспорт транспортного средства выдан не будет. "В этом случае регистрация транспортного средства в Госавтоинспекции будет невозможна",-- сказано в приказе трех ведомств. Несчастливым обладателям таких авто, как и сейчас, придется добиваться получения индивидуальных платных сертификатов. Разница лишь в том, что если сейчас, напомним, сертификаты приходится приобретать на 3-4% ввозимых машин, то, по прогнозу Григория Элькина, в первое время действия новых правил -- на 10-15%. Именно столько машин, по его оценке, окажется вне баз данных Ростехрегулирования.

По мнению экспертов, новый порядок вызовет появление очередей в центрах выдачи сертификатов и взлет цен на их услуги. "Учитывая нашу бюрократию, сложности при применении более сложного порядка подтверждения "Евро-2" неизбежны. Базу типов машин составляли люди, так что здесь возможны субъективизм и произвол",-- сказал Ъ председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его мнению, следовало бы сохранить более простой и надежный способ подтверждения "Евро-2" по годам выпуска. "Год перехода США, Японии и стран Европы на этот стандарт известен, так что, если ввозится автомобиль более поздних лет выпуска, дополнительные проверки просто не нужны",-- считает он.

Коммерсант 30.10.06