Форс-мажор по регламенту
Калининградские строители и мебельщики "погорели" на сертификатах пожарной
безопасности
БИЗНЕС ЭКСКЛАВА ОКАЗАЛСЯ НА ГРАНИ КОЛЛАПСА ИЗ-ЗА НЕГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
По этой причине на временных стоянках пограничных пунктов пропуска скопилось 14
фур с товарами европейских поставщиков для строителей и мебельщиков.
Напомним, с 1 мая вступили в действие технический регламент (ФЗ N 123 от 22 июля
2008 года) и постановление правительства РФ (№ 241 от 17 марта 2009 года),
регламентирующие новые требования пожарной безопасности. Новшество заключается в
том, что теперь владелец предприятия имеет право сам выбирать способ пожарной
защиты своего объекта. Вместе с тем повышается его ответственность за соблюдение
норм пожарной безопасности: собственник обязан предоставлять на товар сертификат
соответствия требованиям техрегламента или декларацию о соответствии.
Однако из-за того, что предприниматели не разобрались в нововведении, часть
предприятий и строек Янтарного края остались без материалов и комплектующих.
- У нас ведь все сырье привозное - древесно-стружечные плиты, ткани, кожа...
Чтобы оптимизировать затраты, мы не делаем товарных запасов, работаем с колес,
поэтому малейшая задержка с поставками увеличивает себестоимость продукции, -
посетовал председатель Ассоциации калининградских мебельщиков Александр Мусевич.
- Получается так, что предприниматель, ввозящий материалы для сборки обычной
мебели, скажем, на 5 тысяч евро, должен простоять на оформлении 45 суток и
заплатить еще 3 тысячи евро.
Большой неожиданностью обернулись требования техрегламента и для местных зодчих.
Электрооборудование, кабели, розетки, светильники и даже краны для радиаторов
должны иметь пожарный сертификат, без которого товар не растаможивается, -
удивляется президент регионального союза строителей Евгений Морозов.
Ситуацию частично удалось урегулировать благодаря вмешательству заместителя
полпреда президента по Северо-Западному федеральному округу Александра Дацышина,
который оперативно собрал все заинтересованные стороны, выяснил суть претензий,
обсудил их в Петербурге с Ильей Клебановым. Как сообщил чиновник на брифинге,
получателям грузов разрешено перегнать свои фуры на предприятия, чтобы не
платить за хранение товара. Правда, использовать его пока нельзя. В создавшемся
положении, по мнению замполпреда, виноват как сам бизнес, который, имея в штате
юристов, консультантов, экспертов, вовремя не сориентировался, так и
региональное министерство промышленности - за два месяца совместно с
предпринимателями можно было "отработать механизм действия новых нормативных
актов".
- А у нас постфактум выясняется, что в регионе есть только одна структура,
способная выдавать требуемые сертификаты. Это частная компания-монополист,
которая за свои услуги берет огромные деньги. А управлению МЧС не хватает 400
тысяч рублей, чтобы доукомплектовать лабораторию необходимым оборудованием и
начать лицензировать импортные материалы на соответствие их правилам пожарной
безопасности, - констатировал Александр Дацышин.
Поспешил отчитаться о том, что острота проблемы с таможенным оформлением грузов
снята, и министр промышленности области Михаил Карапыш. Под его
председательством прошло первое заседание созданной в экстренном порядке
межведомственной рабочей комиссии по адаптации технических требований и
подготовке калининградских предприятий к работе в новых условиях. По сообщению
пресс-службы регионального правительства, комиссия согласовала действия местной
таможенной службы, управления МЧС и бизнес-сообщества.
Но фактически комиссия продублировала то решение, которое привез из
Санкт-Петербурга заместитель полпреда, - по вывозу товаров со складов таможни в
режиме так называемого "условного выпуска" (при наличии предоставления
таможенным органам декларации пожарной безопасности, зарегистрированной в
территориальных отделах Госпожнадзора).
Производственники по поводу "компромисса", достигнутого в "пожарном" порядке,
отзываются скептически. Да, содержание материалов на таможенных складах
обходилось дорого - в 3-4 тысячи рублей в сутки за одну машину. Но перемещение
сырья на собственные склады не избавит от простоя и убытков, поскольку процедура
оформления документов по-прежнему неясна: сколько она займет времени, в какую
сумму выльется.
Российская газета 14.05.09