13.05.09

Граница без лазеек

ФТС борется с недобросовестными экспортёрами

Компании, обслуживающие экспортно-импортные грузопотоки, часто обвиняют таможенные службы в неповоротливости и бюрократизме. У таможенников же свои задачи и, соответственно, точка зрения на внешнеэкономическую деятельность.

-Дмитрий Викторович, сейчас Правительство РФ имеет право устанавливать пункты пропуска через госграницу только для импортных товаров. ФТС же предлагает определить конкретные пункты пропуска и для экспорта. С чем связана эта инициатива?

- Это делается прежде всего для упорядочения контроля вывоза леса и лесоматериалов. ФТС руководствовалась тем, что невозможно грамотно контролировать вывоз леса на всех пунктах пропуска, поскольку уровень их оснащённости специальными измерительными приборами и специалистами разнится. Целесообразно сосредоточить силы на основных магистралях, пунктах пропуска, обеспечив там все необходимые условия.

- В этом году, согласно действующему законодательству, рыбаки должны свойулов декларировать на российской таможне. Хватает ли мощности таможенной инфраструктуры для оформления таких грузов?

- Нашим ведомством совместно с Росрыбо-ловством была проделана очень большая работа: приведены в соответствие нормативные акты, упрощены многие процедуры. На сегодняшний день 98% судов с рыбой оформляются в течение установленных трёх часов.

Безусловно, есть и задержки. Но наш анализ показал, что они происходят не по вине таможни. Сами владельцы не готовы правильно подготовить тот небольшой пакет документов, который от них требуется. Хотя при этом во всех проблемах традиционно обвиняют нас. Таможенной инфраструктуры хватает - и постов, и инспекторов. В случае необходимости мы готовы бросить силы на «горячие» участки.

- В России растёт экспорт зерновых. Фиксировала ли ваша служба какое-либо занижение таможенной стоимости этой продукции?

- Как мне сообщили коллеги из Главного управления федеральных таможенных доходов, проблем с занижением таможенной стоимости при экспорте зерна практически нет. Существующие схемы мошенничества, которые применяются при экспорте, характерны для фирм-однодневок или офшорных зон, где можно проводить махинации с НДС. Таможня с этим борется. Экспортёры, как правило, не заинтересованы занижать таможенную стоимость, поскольку при этом возвращается НДС. А этот налог, как правило, больше всех экспортных вывозных пошлин.

- С какими трудностями сталкивается таможня при оформлении так называемых припасов?

- Припасы - это товары, которые необходимы для того, чтобы любое транспортное средство (воздушное и морское судно или поезд) могло нормально функционировать во время международного рейса. Это и топливо, и продовольствие, и лекарства. Мы всегда придерживались принципа, что нужно максимально упрощать их таможенное оформление, однако некоторые недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности решили этим воспользоваться и незаконно возместить НДС. Чтобы прикрыть эту лазейку, мы были вынуждены принять серьёзные меры, особенно в отношении топлива. Был введён более жёсткий порядок его декларирования, который позволил добиться его чёткого учёта. Теперь появилась возможность избежать злоупотреблений в области добычи, транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Участники процесса таможенного оформления имели возможность подготовиться к нововведениям: приказ о них был подписан в декабре 2007 года, а вступил в действие в сентябре 2008 года. Безусловно, новая форма оказалась более сложной для оформления, и это причинило неудобства добросовестным участникам ВЭД. Однако недобросовестным участникам это перекрыло возможность жульничать. С другой стороны, мы упростили сам бланк декларации, убрав ряд неактуальных граф, более чётко прописали временно-периодическое декларирование. Постоянные поставщики могут сначала подавать декларацию с ориентировочным объёмом топлива, а позже - с окончательным.

Конечно, остались какие-то недоработки, мы их готовы исправить совместно с Центральной энергетической таможней. Это касается декларирования в местах перевалки товаров, что особенно актуально для железнодорожного транспорта.

«Гудок», 13.05.2009