30.03.10

«Кирпичи» затормозили работу пункта пропуска Благовещенск — Хэйхэ

Воскресенье стало последним днем работы ледовой переправы через Амур. С понедельника между Благовещенском и Хэйхэ начали курсировать суда на воздушной подушке, проезд на которых стоит 1 450 рублей против недавних 1 150 на автобусе. Последний «автобусный» день собрал множество туристов и «челноков», перевозящих контрабандный товар для китайских предпринимателей. В результате на благовещенской таможне образовались огромные «пробки».

О грядущих проблемах на родном берегу российские туристы могли догадаться еще на китайской стороне. Таможню КНР они проходили за считанные минуты, а вот ожидание российских автобусов (корейского и китайского производства) затягивалось гораздо дольше. Изредка прибывавшие автобусы приходилось брать штурмом, который еще предстоит пережить первым садоводческим рейсам. Причина столь медленной работы водителей фирмы «Амур-АССО» выяснилась уже на левом берегу реки: весь таможенный зал был битком набит людьми.

У наиболее везучих туристов на прохождение пограничного контроля ушло «всего лишь» 1,5 часа. При этом не обошлось без межнациональных конфликтов. После того как гражданка КНР продралась через весь зал с огромным чемоданом, ей сообщили, что очередь в окно №8 становится российской, а всех китайцев объединяют в единую очередь в первое окно. Рассерженная китаянка достала мобильный телефон, однако получила достойный ответ пограничника.

— Да хоть Медведеву звони, хоть Мао Цзедуну! В этой очереди только русские, китайские граждане идут в другое окно, — объяснил не столько ей, сколько соотечественникам человек в погонах.

Китаянка ретировалась, оставив в очереди чемодан. Неизвестно, кто из высоких российских чинов услышал гражданку Поднебесной, но через 10 минут у очереди появился скромный сотрудник пассажирского порта, отсек пытавшихся возмущаться россиян и пропустил без очереди тот самый чемодан, но уже с другой гражданкой КНР. В следующей очереди — к таможенникам, его под объективами камер наблюдения перекинули китайцу средних лет, он присовокупил чемодан еще к четырем или пяти сумкам и гордо проследовал с этим багажом через таможню.

Очередь от погранконтроля к таможенникам заняла еще 1,5 часа. По всей видимости, последними «автобусными» днями решили воспользоваться множество «фонарей». При этом многие транспортировщики китайских товаров подвергались тщательному досмотру бдительных сотрудников таможенной службы. «Фонарей» заставляли заполнять бумаги, демонстрировать содержимое баулов «мечта оккупанта» и отправлять их на склад. Такой процесс проходил буквально на каждой стойке и занимал до получаса. Приветственный взмах руки таможенника радовал гораздо больше, чем громкое призывное «Свободная касса!» в «Макдоналдсе».

— Что вы не идете, ваша же очередь? — интересовался у молодого человека с баулом следующий за ним в живой очереди.

— Не время сейчас, — после многозначительного взгляда на прогуливающегося рядом гражданина КНР ответил юноша. — Проходите, а я подожду «своего» таможенника.

В результате у обычных туристов на прохождение таможенного инспектора уходило не более 5 минут. При этом и им, и «фонарям» была постоянно адресована фраза «Понаехали тут!». По словам таможенников и пограничников, большой поток через границу бывает только по выходным, а в рабочие дни таможня стоит полупустая.

Порт Амур; 30.03.10