Китай открывает российскую «матрешку».
11 июля в ТАСС состоялась пресс-конференция на тему «ПКФ «Россия-Китай: итоги работы современных электронных торговых платформ. Новые каналы экспорта российского АПК».
Российский интернет-магазин для экспорта продуктов в Китай набирает обороты, было заявлено на брифинге. Но немного предыстории. Интернет-площадка Dakaitaowa, созданная для продажи российских продуктов в КНР, была открыта 19 июня. Владельцем электронной торговой платформы является китайское предприятие со стопроцентными инвестициями российской компании First Russian Cross-Boarder Trading Limited. Совет директоров Dakaitaowa возглавляет Игорь Чайка, сын генпрокурора РФ Юрия Чайки. В момент открытия российский интернет-магазин предложил китайским покупателям 100 наименований от 30 российских производителей. В первый же день Dakaitaowa приняла 60 заказов.
А вот что услышал спецкор «Крестьянских ведомостей на брифинге. Заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин сообщил:
– Благодаря государственной поддержке Россия в прошлом году экспортировала продукции на общую сумму $17 млрд. В основном экспортировала зерновые культуры, но в перспективе Минсельхоз рассчитывает на наращивание объемов поставок по мясу, масличным культурам и готовым продуктам питания. Мы с оптимизмом смотрим в будущее российского сельхозэкспорта.
По итогам 2015 года экспорт в Китай находится на третьем месте для российского рынка после Белоруссии и Турции. Внешнеторговый баланс Китая превышает 170 млрд долларов. В декабре 2015 года между РФ и Китаем были подписаны соглашения на поставку российской растениеводческой продукции, в будущем планируется подписание таких же соглашений по животноводческой продукции. В мире развивается интенсивная интернет-торговля. Мы уверены, что российская электронная площадка станет успешным инструментом для работы. В этом году на выставке в Шанхае российская продукция была высоко оценена китайскими потребителями.
«Главное, чтобы выиграл российский производитель и был доволен китайский потребитель», – подчеркнул Сергей Левин.
Гендиректор компании-импортера в Китае платформы Dakaitaowa.com First Russian Cross-Boarder Trading (Shanghai) Limited Анна Барышева рассказала:
– На заработавшей площадке китайские потребители смогут приобрести свежую готовую продукцию из России. Проект получил поддержку Минсельхоза и Минэкономразвития. Название платформы с китайского переводится как «открой матрешку». На презентации площадки в Китае участвовал министр сельского хозяйства Александр Ткачев. На сайте электронной площадки можно найти всю необходимую информацию о представленном российском продукте и культуре его потребления. Сейчас платформа ведет переговоры с платформой «Алибаба» для совместного сотрудничества. Компания ведет активную совместную работу с китайскими торговыми сетями. Самыми популярными продуктами стали российские сладости, снеки, вода, а также продукты для матери и ребенка.
От возникновения идеи до запуска проекта прошел 1 год. Полгода потребовалось на разработку софта, около 9 месяцев ушло на подготовку документов. Софт создавался китайскими специалистами, так как только они могут создать продукт, интересный для своих соотечественников. В ближайшие полгода мы сможем привлечь довольно большое количество потребителей.
Мы заинтересованы, чтобы производитель логистически находился в удачном месте с точки зрения китайского рынка. В этом плане мы всерьез рассчитываем на сотрудничество с Дальним Востоком. Однако мы готовы оказывать поддержку производителям из всех регионов. Единственным условием сотрудничества является конечная цена, она не должна быть выше, чем цена на подобную продукцию в Китае. Китайские производители смогут расплачиваться картами и всеми видами платежных систем на платформе.
На вопрос о возможности сотрудничества с БРИКС, Барышева ответила: «По расширению платформы на страны БРИКС пока планов нет».
Гендиректор компании-импортера в России платформы Dakaitaowa.com OOO «Русский экспорт» Олег Дмитриенко сообщил: «Экспорт в Китай для площадки осуществляет наше ООО. Для российских компаний платформа может стать эффективным инструментом для работы без необходимости создания своей собственной инфраструктуры. Компания осуществляет маркетинговую поддержку и полное таможенное сопровождение. Для оптовых покупателей в Китае такая платформа является инструментом для заказа любой продукции из РФ. Россия в глазах потребителя является страной с хорошей экологией. 0,5 литра воды на площадке можно купить за 300 рублей, 1 литр пастеризованного молока из РФ обойдется китайским потребителям в 700 рублей. На основные товары потребления цены на китайском рынке выше в 3-5 раз, чем на российской площадке.
У российского потребителя есть два варианта сотрудничества с площадкой: договор купли-продажи и договор комиссионной торговли. Существует два режима торговли с Китаем: обычная торговля и трансграничная торговля. Среди партнеров площадки: «Коломенское», «Бабушкино лукошко», Nutberry.
С большим внимание было выслушано сообщение председателя совета директоров платформы электронной торговли Qifa.ru Сунь Тяньшу:
– Первой задачей площадки станет снятие информационного барьера, для того, чтобы конечный потребитель мог напрямую (минуя многочисленных посредников, которые влияют на цену) получать продукцию от российского производителя. В Китае очень не хватает российских продуктов. Мне лично хочется видеть на нашем рынке российский мед. Многие российские компании в разные годы пытались выйти на китайский рынок, но это очень сложно и далеко не всем это удается. Я рад, что появилась такая площадка, которая может стать эффективным инструментом для доступа на китайский рынок.
Китайский рынок имеет очень высокий потенциал, потому что существует большое количество потребителей, особенно на Юге страны, которые не знакомы с российской продукцией вообще.
А вот что поведал ответственный секретарь российской части Межрегионального совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Артем Семенов: «Проект получил высокую поддержку правительства КНР. Требования у китайской стороны гораздо выше, чем у нашей стороны. Однако мы не почувствовали никаких административных барьеров во время создания проекта. Тщательная подготовка документации позволила нам избежать проблем с китайскими властями.
В КНР колоссальный спрос на качественную молочную продукцию. И российские производители молока могли бы быть очень конкурентоспособны. Почему? В Китае хотят употреблять молоко недолгого срока хранения, до месяца. Сейчас мировые производители в основном поставляют ультрапастеризованную продукцию сроком от года и выше. Если решится вопрос о допуске нашей молочной продукции на китайский рынок, то она будет очень востребована. Причем китайский потребитель готов покупать её за высокую цену.
Мы встречались по данному вопросу с производителем бренда «Рузское молоко», они готовы начать поставки хоть самолетом, осталось решить вопрос с запретом. От имени комитета я направил во все субъекты РФ предложение о сотрудничестве на базе созданной платформы. Мы открыты для всех производителей».
Говоря о перспективах, Анна Барышева сообщила: «К декабрю планируем освоить 500 позиций. К 2020 году объем продаж составит $200 млн. А всего к 2018 году объем иностранных товаров на китайском рынке составит на сумму $70 млрд».
Поднебесная как магнит притягивает европейских сельхозпроизводителей, австралийских. Сегодня здесь разворачивается острая конкуренция мировых поставщиков продовольствия. Не проспать бы этот шанс российским экспортерам. Олег Дмитриенко, гендиректор компании-импортера в России платформы Dakaitaowa.com OOO «Русский экспорт», привел поразительный факт: «Многие производства рыбы и икры из Дальнего Востока занимаются фасовкой не в своем регионе, а в Московской области. В связи с этим могут возникать логистические сложности».
Работы в части экспорта российской сельхозпродукции АПК – непочатый край, отмечает Василий Бойко-Великий, основатель агрохолдинга «Русское молоко», сегодня на экспорт в основном продвигается только зерно. Однако всем ясно, что более выгодно поставлять за рубеж продукцию с высокой добавленной стоимостью. Должна быть разработана специальная государственная программа, включающая продвижение продукции за рубеж.
Александр Ткачев: вывести партнерство с КНР на новый уровень
P.S. 2 июня глава Минсельхоза России Александр Ткачев провел рабочую встречу с министром сельского хозяйства КНР Хань Чанфу, сообщила пресс-служба МСХ. «Партнерство между нашими странами постоянно обогащается новым конструктивным содержанием. Мы обязаны приложить максимум усилий, чтобы вывести его на новый уровень», — подчеркнул Александр Ткачев.
Стороны обсудили вопросы развития двусторонней торговли, в частности, вопросы доступа российской животноводческой продукции на китайский рынок. Глава Минсельхоза России проинформировал, что 26 мая в рамках заседания 84-й Генеральной сессии Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ) «Международное сообщество признало Россию страной, свободной от ящура. Надеюсь, что это ускорит решение вопроса доступа российской говядины на китайский рынок. Рассчитываю на снятие в ближайшее время китайской стороной ограничений по доступу российского мяса птицы на рынок Китая», — заявил он.
В ходе переговоров Александр Ткачев и Хань Чанфу обсудили вопрос возможности принятия Китаем принципа регионализации в отношении поставок российской свинины, аналогичный тому, который применяет Россия в отношении китайских предприятий. Глава аграрного ведомства РФ также отметил, что Россия представила на рассмотрение китайским коллегам все документы, необходимые для осуществления поставок мяса птицы на китайский рынок и применения принципа регионализации в отношении говядины и свинины. «Не вижу никаких препятствий для начала поставок российской животноводческой продукции в Китай», — заключил он. Хань Чанфу пообещал тщательно и в возможно короткие сроки изучить представленные материалы.
По итогам переговоров российский министр отметил положительные результаты проделанной работы по поставкам продукции растительного происхождения на китайский рынок. Также он обратил внимание на необходимость расширения номенклатуры экспорта растениеводческой продукции, увеличения перечня российских регионов, имеющих право на ее поставки, и облегчения условий доступа на китайский рынок.