Консультативный совет в УТУ обсудил вопросы развития транспортно-логистического комплекса региона
Состоялся первый в этом году Консультативный совет по реализации таможенной политики при Уральском таможенном управлении.
Тему, обозначенную в повестке нынешнего заседания, можно назвать наиактуальнейшей для Уральского региона сегодня: «Развитие в субъектах РФ Уральского федерального округа транспортно-логистического комплекса». Вопросы взаимодействия хозяйствующих субъектов, таможенных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ, в частности, стимулирование интеграции транспортных, производственно-распределительных и управленческих процессов – стали предметом обсуждения представителей властных структур, руководителей крупнейших промышленных предприятий, организаций перевозчиков, таможенных брокеров региона с руководством УТУ и должностными лицами Екатеринбургской и Кольцовской таможен.
Причем, на этот раз, организована была рабочая встреча по-новому, то есть не было традиционных докладчиков и содокладчиков с заранее отрепетированными текстами выступлений, а был действительно откровенный разговор, предельно конкретный и достаточно принципиальный. Выступали те, кто был по-настоящему заинтересован в диалоге «таможня-бизнес», и кому было что сказать именно по существу вопроса. Приглашая собравшихся высказать свои мнения о работе таможни, поделиться насущными проблемами, рассказать о перспективных планах участия в формировании и развитии транспортно-логистического комплекса на Урале, начальник Уральского таможенного управления генерал-майор таможенной службы Владимир Сорокин сказал: «Хочется лучше понять друг друга и сверить часы».
Перейдя непосредственно к теме совещания – развитию логистики в регионе, начальник Уральского таможенного управления выразил озабоченность тем, что в Екатеринбурге расположено пять таможенных постов, и почти все «тупиковые» - в плане того, что транспорт не может пробиться к ним сквозь городские пробки. И, несмотря на существующие проекты и постановления по развитию транспортно-логистической системы области, пока до реальных шагов в решении этой проблемы еще далеко. «Всем нам хочется, чтобы таможня предпринимала четкие, понятные шаги в этом направлении, чтобы мы знали, как развиваться в дальнейшем. И волнуют меня в первую очередь крупные таможни, через которые проходят и оформляются наиболее серьезные товаропотоки: Екатеринбургская, Челябинская, и транзит грузов - через Петухово. Здесь и у нас, и у губернаторов есть свои планы по созданию свободных таможенных зон и складов».
Продолжая разговор, заместитель начальника управления внешнеэкономической деятельности и инвестиций МИВЭС Свердловской области Рамиль Шамсутдинов, заметил, что областные власти тоже озабочены этой проблемой, ведь кроме установившихся грузопотоков, уже давно сформированных крупными предприятиями-экспортерами, наметилось значительное увеличение поставок товаров для внутреннего потребления. «Больше стал поток товаров, поступающих на внутренний рынок, и, тем не менее, мы уже сейчас слышим жалобы, что в городе и области не хватает товаров народного потребления». Функционирование крупных торговых центров таких, как «Ашан», «Икеа», «Мега» и других также обуславливает наращивание объема и прямых импортных поставок. А «угроза» вступления России в ВТО заставит уральские предприятия выбирать новые, более конкурентоспособные схемы работы. Все это в конечном итоге должно еще более увеличить нагрузку на транспортную составляющую города и области. Решение же вопроса видится в том, чтобы перенести производственные мощности из города в область, таким образом, разгрузив транспортные артерии Екатеринбурга.
Более подробно на основных тенденциях формирования транспортно-логистического комплекса, так как его видит правительство Свердловской области, депутаты областного Законодательного собрания, остановился в своем выступлении президент финансово-промышленного холдинга «AVS Grop» депутат Палаты Представителей Валерий Савельев. На сегодняшний день создана рабочая группа, которая должна объединить все проекты и предложения в этой сфере, чтобы помочь руководству региона выработать единую политику развития транспортно-логистического комплекса, начиная от оценки проектов, привлечения инвестиций и заканчивая строительством транспортно-логистических центров. С целью создания единой системы обработки грузов и совершенствования логистических процессов уже принято решение о запуске крупных мультимодальных ТЛЦ, плотным кольцом охватывающих Екатеринбург и основные узловые центры транспортировки грузов на территории области. Располагаться они будут практически на всех основных автомагистральных направлениях: Березовском, Ново-Московском и Нижнетагильском трактах, а также трассах, идущих к аэропорту «Кольцово» и п.Шувакиш. Компании «AVS Group», «Брозекс», «Евроазиатский транспортно-логистический центр» и другие уже представили свои проекты, включающие и возведение складских помещений класса «А» на 200 и 180 тысяч квадратных метров. По мнению Валерия Савельева, создание таких объединенных центров оформления, обработки товаров и перераспределения грузопотоков, не только обеспечит комплексность услуг для клиентов, но и придаст динамичность развитию транспортных перевозок. Одновременно это позволит путем консолидации усилий, когда в одном месте будут собраны представители всех органов госнадзора (фитосанитарного, ветеринарного, транспортного, таможенного и т.д.), осуществлять более эффективный контроль за качеством импортной продукции. В этой связи он выдвинул предложение вынести таможенные посты, производящие таможенное оформление товаров и транспортных средств, за черту города и разместить их на территории новых ТЛЦ, а также создать отдельный специализированный таможенный пост, который бы занимался исключительно оформлением импортных поставок продуктов питания.
Главным контраргументом на такое предложение начальника Уральского таможенного управления Владимира Александровича Сорокина было то, что большая часть грузов, до 80 процентов от общего объема, к нам в регион доставляется по железной дороге, поэтому необходимо в полной мере учитывать и данные реалии. Затем он передал слово для более полного освещения этого вопроса заместителю начальника Екатеринбургской таможни Алексею Кизереву.
- Мы готовы рассмотреть любой проект, разумеется, с учетом наших возможностей и интересов участников внешнеэкономической деятельности, - подчеркнул Алексей Иванович, - однако, на сегодняшний день логистика почему-то оказалась вне привязки к таможенному оформлению. Таможенное оформление должно развиваться комплексно, и мы должны вписаться в общую схему транспортно-логистической цепочки. Сегодня таможенная политика предоставляет добросовестным участникам ВЭД право использовать упрощенные процедуры декларирования товаров (например, хранение товарных партий на складе самого грузополучателя), значительно снижающие расходы на транспортные и складские услуги, позволит сократить число складов временного хранения. Мы поддерживаем тезис о создании комплексного центра оформления товаров совместно с другими органами госконтроля, но в этом случае речь должна идти о строительстве крупного объекта, где могли бы храниться, накапливаться и проходить процедуры декларирования большие объемы товарных партий - только так мы сможем обеспечить высокое качество услуг, не потеряв эффективности таможенного контроля. А привязка таможенных постов к видам транспорта и специализация их на оформлении отдельных видов товаров – нецелесообразна. У нас не хватит ни возможностей, ни ресурсов для этого. К примеру, только в 2006 году в Екатеринбургскую таможню поступило около 200 обращений участников ВЭД по открытию на территории их предприятий временных зон таможенного контроля. В то время, как уже больше года на станции Свердловск-товарный действует единая зона таможенного контроля.
Действительно, надо сказать, что возможности отладить единую логистическую систему в области, да и во всем регионе – огромные. Причем, в общую систему транспортно-логистических комплексов обработки грузов, доставляемых автомобильными и железнодорожными перевозчиками, закономерно должны быть вписаны и крупномасштабные авиатранспортные грузовые перевозки.
О планах работы Кольцовской таможни и двух подчиненных ей таможенных постов на ближайшую перспективу в рамках реализации проекта строительства ОАО «Евроазиатским транспортно-логистическим центром» на базе аэропорта «Кольцово» грузового логистического терминала класса «А» общей площадью 100 тысяч квадратных метров, рассказал начальник Кольцовской таможни Александр Чепкасов. «Все рабочие вопросы решаются при тесном взаимодействии и полном взаимопонимании со стороны руководства аэропорта», - заключил он.
В дополнение к сказанному, начальник Уральского таможенного управления В.А.Сорокон, отметил, что «Кольцово» по праву входит в пятерку самых крупных аэропортов России, в том числе и по грузоперевозкам. А буквально накануне заседания Консультативного совета, сказал он, пришел приказ ФТС России и создании нового грузового поста в Кольцовской таможне.
Эта новость вызвала одобрительную реакцию со стороны собравшихся, особенно участников ВЭД, производящих и отправляющих свою продукцию на экспорт. Сейчас авиаперевозка грузов, в основном, осуществляется из Москвы, а до нее доставка наземным транспортом занимает целых двое суток.
На заседании Консультативного совета были обсуждены также и некоторые другие вопросы, в частности, о развитии рынка контейнерных перевозок, ускорении процесса оформления сельскохозяйственной продукции, формировании общей информационной программы, предполагающей развитие контактов и обратной связи между таможней и бизнесом, и другие.
В заключение, подводя итоги совещания, начальник Уральского таможенного управления В.А.Сорокин заверил собравшихся, что будут рассмотрены все проекты и предложения по совместному участию в реализации проекта формирования транспортно-логистического комплекса в регионе и в УТУ будет создана первая рабочая группа по логистике для постоянного взаимодействия, выработке и принятию необходимых решений. «Но, - подчеркнул он, - наша политика остается четкой и последовательной – у нас нет предпочтений ни для одной коммерческой организации, а главным приоритетом для таможенников по-прежнему остается вопрос обеспечения экономической безопасности государства».
Пресс-служба УТУ 18.04.2007