Меры таможенного контроля по защите от ввоза поддельных товаров
Шихранов Александр Владимирович, начальник отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России.
Стенограмма выступления на круглом столе «Интеллектуальная собственность в аспекте ведения внешнеэкономической деятельности», ТПП РФ.
«Коллеги, здравствуйте! Большое спасибо за приглашение. В начале выступления позвольте немного о цифрах, о результатах деятельности таможенных органов в 2023 году. Прежде всего, начну с таможенного реестра. Ни для кого не секрет, что это основной инструмент, с использованием которого таможенные органы выявляют контрафактную продукцию. Итак, в прошлом году было включено 437 новых объектов интеллектуальной собственности. Этот показатель на 25% превышает среднегодовое значение 10 прошлых лет, то есть интерес к таможенному реестру объектов интеллектуальной собственности в прошлом году значительно вырос как у участников ВЭД, так и у наших правообладателей. Почему говорю «наших», стоит отметить, что увеличилась доля отечественных правообладателей. Если раньше было в пределах одной четверти, сейчас – до одной действующих объектов в таможенном реестре – это отечественные правообладатели.
Общее количество объектов интеллектуальной собственности в таможенном реестре перевалило за 6500, из которых действовало на конец прошлого года 1676 объектов. Если говорить о текущей ситуации уже в этом году, то в этом году нас ждет еще больший рекорд, потому что на текущий момент более 200 новых объектов включилось в таможенный реестр. Если за весь 2023 год было внесено 436 объектов, то сейчас 200 объектов за квартал. У нас на рассмотрение еще огромное количество заявлений поступает, в том числе и в электронном виде, и на бумажных носителях, поэтому мы видим, что интерес к этому инструменту значительно растет.
Почему такой интерес к таможенному реестру? Почему такое количество включается? Почему такое количество заявлений? На наш взгляд, все достаточно просто. Мы максимально упрощаем подачу заявлений. Прежде всего, модернизируем наши программные продукты, автоматизируем этот процесс, совершенствуем личный кабинет участника ВЭД, чтобы подача заявления была максимально простой и удобной для наших заявителей.
Эта работа в текущем моменте и в прошлом году проводится в рамках государственных программ по развитию и внедрению стандартов клиентоцентричности деятельности федеральных органов исполнительной власти, в частности стандартов «государство для людей», «государство для бизнеса». И в прошлом году внимание ФТС было сосредоточено в рамках данной государственной услуги, прежде всего в развитии механизмов получения обратной связи от наших заявителей. Мы слушали и слышали, прежде всего, те чаяния, с которыми сталкиваются наши заявители, какие проблемы возниикают при формировании заявления.
Исходя из тех предложений, которые поступили, мы сформировали поправки к федеральному закону, к информационно-программным средствам. С федеральным законодательством у нас несколько сложностей. Здесь необходим план законопроектной деятельности, который согласовывается с Минфином, это достаточно длительный процесс. Надеемся, что, хотя бы в этом году наши поправки реализуются, и нам удастся перейти к автоматическому предоставлению государственной услуги по включению в реестр, предусмотреть, что при определенных условиях, вынесение решения о включении того или иного объекта будет осуществляться, в том числе, автоматически, без участия должностных лиц таможенных органов. Мы надеемся, что после поправок федерального закона нам удастся это реализовать уже и с точки зрения техники.
Помимо этого, говоря о клиентоценричности, стоит отметить, что уровень внедрения клиентоценричности контролируется и оценивается аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации. Для ФТС был выдан первый сертификат, как раз-таки на нашу государственную услугу по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, и интегральный уровень соответствия принципам и стандартам клиентоценричности составил 80%. Это достаточно высокий уровень, который позволяет нам говорить о нашей близости к нашим заявителям.
Мы модернизировали программные продукты для наших внутренних клиентов, то есть тех должностных лиц, которые оказывают государственную услугу.
У нас активно работает сейчас горячая линия по вопросам предоставления государственной услуги, где любой заявитель может позвонить и уточнить статус по заявлению, получить разъяснение по тому запросу, например, который поступил в его адрес. Телефоны размещены на официальном сайте ФТС, нами подготовлены были инфографики, были проведены вебинары по вопросам включения в таможенный реестр. Надеемся, что все это позволит нам в дальнейшем достигать установленных показателей ведомственной программы цифровой трансформации.
Главный показатель для нас – это доля электронных заявлений на включение в таможенный реестр. В прошлом году этот показатель достиг 30%. Надеемся, что нам хотя бы удастся сохранить уровень, потому что без внесения изменения в нормативно-правовую базу, мы все-таки не видим перспектив развития пока именно информационно-программных, для того чтобы перешагнуть объем в 30-35% заявлений в электронном виде.
Более того, перед собой мы ставим задачу перейти в целом на исключительно электронную форму предоставления нами государственной услуги и на данный момент тоже прорабатываем нашу инициативу. Надеемся нас поддержат, потому что все-таки удобно использовать электронные каналы коммуникации, для того, чтобы получать государственные услуги. В прошлом году поступило более 1400 заявлений на оказание данной государственной услуги.
Следующая часть выступления будет посвящена актуальным вопросам применения таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в условиях легализации так называемого параллельного импорта.
Ни для кого не секрет, что таможенные органы, в рамках принятых Правительством мер, обеспечивают реализацию их и обеспечивают беспрепятственный ввоз продукции, т.е. без проверки наличия согласия правообладателя на использование объектов интеллектуальной собственности, включенных в соответствующий перечень Минпромторга. Перед ФТС поставлены задачи по учету объемов параллельного импорта. Обеспечено ежемесячное информирование Правительства, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина об объемах параллельного импорта, поступающего в Российскую Федерацию из-за границы и ввозимого в Российскую Федерацию, прежде всего для учета и для регулирования этого перечня, за который отвечает Минпромторг.
К сожалению, мы не раз отмечали, что есть определенные сложности с этим перечнем, с его формированием, с его прочтением и трактовкой. ФТС неоднократно направляла предложение по редактированию этого перечня. В 2023 году не удалось внести изменения. Но в конце прошлого года наши предложения нашли отражение в проекте соответствующего нормативно-правового акта, и буквально недавно он поступил опять на рассмотрение и согласование. Надеемся, что этот процесс Минпромторг доведет до конца, и мы с вами увидим в ближайшем будущем уже измененные подходы, которые во многом ответят на имеющиеся вопросы по тому, какие товары все-таки включаются в перечень параллельного импорта и как нам их администрировать.
В условиях применения режима параллельного импорта таможенные органы продолжают выявлять контрафактную продукцию. В прошлом году было выявлено около 5 млн единиц контрафактной продукции. Это если говорить о чистом контрафакте, о подделке, даже больше чем годом ранее, незначительно, но на 300 тыс. единиц больше. Если в прошлом году было в районе 4,6 млн единиц контрафакта, именно поддельной продукции, то в этом году около 5 млн. И говорить о каком-то значительном росте или сокращении объема выявления контрафактной продукции абсолютно не приходится, исходя из данных таможенной статистики, которой мы обладаем. И случаи выявления приблизительно остаются на том же уровне, и объемы контрафакта, поэтому деятельность таможенных органов продолжает оставаться на наш взгляд эффективной. По оценкам правообладателей, сумма предотвращенного ущерба составила более 3,7 млрд рублей.
Что можно сказать об особой специфике в порядке деятельности таможенных органов по борьбе с контрафактом в условиях легализации параллельного импорта? Прежде всего, отмечу, что огромная нагрузка легла на наших экспертов, на наше Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление и ее территориальные органы, без которых сейчас не обходится ни одно выявление контрафакта со стороны таможенных органов. Здесь очень важно, чтобы наши эксперты обладали достаточным количеством методических материалов от правообладателей. Это сейчас, пожалуй, единственная возможность противодействия ввозу контрафактной продукции в рамках легализации параллельного импорта. Если у инспекторов не будет данных о тех отличительных признаках оригинальной контрафактной продукции, которые может использовать наш эксперт для того, чтобы все-таки установить этот образец продукции, что он имеет какое-либо отношение к оригинальной продукции, соответствует ли он тем требованиям, который предъявляет правообладатель к своей продукции. Без этих методических материалов, к сожалению, мы не сможем администрировать перемещение этих товаров. Более того, мы об этом открыто заявляем на всех площадках, призываем наших правообладателей, кто включился в таможенный реестр, кто включался ранее, актуализировать эту информацию, направлять ее нам в рамках предоставления государственных услуг, сообщать, в случае если такой запрос приходит от таможенных органов. Мы все это интегрируем в наши программные продукты, уже сейчас там есть, но достаточно сжатый перечень таких информационных материалов для наших инспекторов, для наших экспертов, для того чтобы можно было выявить. К сожалению, правообладатели не столь отзывчивы, зачастую нам поступает информация от таможенных органов, что они запросили информацию у правообладателей, в частности у доверенных лиц, которые включены в таможенный реестр сейчас, либо информация не поступает, либо ответа не приходит на запрос со стороны таможенных органов. Нам об этом пишут таможенные органы, мы вынуждены приостанавливать срок включения в таможенный реестр и выяснять, почему доверенное лицо не предоставило в ответ на запрос со стороны таможенных органов те самые признаки, те самые методические материалы, которые можно было бы использовать для контроля той или иной продукции, перемещаемой, либо в отношении которой проводится, либо запланировано проведение контрольных мероприятий, либо имеются риски ввоза подобной продукции. К сожалению, с этим мы сталкиваемся регулярно. Если есть здесь доверенные лица, правообладатели, надеюсь, вы с этим, конечно, не столкнетесь и оперативно будете на все это реагировать, но вынужден констатировать, что такие прецеденты у нас имели место быть.
Все данные интегрируются в наш программный продукт. Помимо этого, у наших экспертов имеется своя база данных накопленного опыта по экспертизе тех образцов, которые уже выявлялись. Эта база данных достаточно серьезная, мы сейчас провели работу по интеграции нашего программного продукта таможенного реестра, который обеспечивает ведение данного таможенного реестра и данных экспертиз. Сделано это для того, что в историческом массиве была экспертиза по данной категории товара, чтобы можно было их сопоставить, чтобы и у инспекторов, и у экспертов была под рукой информация о результатах проведенных ранее экспертиз и наличия там, соответственно, методических материалов для проведения подобного рода экспертиз.
Это, пожалуй, основной упор, на котором мы сосредоточили свое внимание, и в этом году мы будем совершенствовать как назначение экспертиз, порядок проведения экспертиз, а также рассчитываем, что этот инструмент нам позволит в дальнейшем достаточно эффективно выявлять контрафактную продукцию.
Помимо этого, по инициативе ФТС на площадке Евразийской экономической комиссии был рассмотрены изменения в порядок декларирования товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. При декларировании ранее указывался в 33 графе символ «И» в отношении товаров, содержащих объекты, включенные в таможенный реестр. Мы изменили подходы, согласовали с нашей «пятеркой» на площадке Евразийской экономической комиссии, на Коллегии, утвердили изменения, в соответствии с которыми теперь будет использоваться классификатор сведений об объектах интеллектуальной собственности и утвердили этот классификатор. К сожалению, не удалось нам добиться того, чтобы он вступил в силу с 1 апреля этого года. В силу определенных обстоятельств, документ вступит в силу только 1 апреля 2025 года.
Мы, разумеется, проведем еще раз разъяснительную кампанию о порядке декларирования, о том, как сведения эти заявлять, как использовать этот классификатор таможенным органам. Надеемся, с 1 апреля 2025 года позволят нам в определенной мере перейти к новой стадии получения сведений от декларантов о тех объектах, которые действительно находятся на перемещаемой продукции.
С 6 марта 2023 года, уже более года назад, были внесены изменения в Федеральный закон о таможенном регулировании, предусматривающие географическое указание, в качестве нового вида объектов, в отношении которых таможенными органами принимаются меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Мы внесли необходимые изменения, зарегистрировали в Минюсте изменения в Приказ ФТС, которые утверждают технологию приостановления срока выпуска.
Особое внимание в своем выступлении хочу уделить продвижению инициатив информационного взаимодействия ФТС с таможенными администрациями иностранных государств, прежде всего с главным таможенным управлением Китая. У нас есть рабочая соответствующая группа, которая существует в рамках таможенного комитета правительственной комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительства России и Китая. В этом году запланировано 14-е заседание рабочей группы в рамках деятельности рабочей группы нами всегда проводятся семинары для участников бизнеса, для правообладателей, для участников ВЭД. Заседание будет проводится в Российской Федерации с 3 по 6 июня, территориально пока планируется, что это будет Самара. Мы разместим обязательно информацию на нашем официальном сайте и на наших официальных каналах в соц. сетях, для того чтобы все желающие могли принять участие и лично задать вопросы, интересующие как ФТС России, так и представителей ГТУ КНР.
Как развивается наше взаимодействие с ГТУ КНР? Прежде всего мы обмениваемся данными о тех лицах, которые были замечены в реализации контрафактной продукции. То есть это два направления – международное почтовое отправление и торговый канал. Согласована форма, периоды, канал, закрытый канал связи используется для того, чтобы обмениваться этой информацией. Мы предоставляем информацию китайским коллегам, китайские коллеги нам активно предоставляют эту информацию обо всех случаях, лицах, задержания контрафактной продукции. Более того, у нас имеются результаты этого взаимодействия. То есть, мы действительно выявляем контрафактную продукцию, используя данные китайской таможенной службы. Например, совсем недавно было выявлено около 4000 единиц контрафактной детской обуви, с использованием данных предоставленных ГТУ КНР. Пусть незначительно для многих кажется, но тем не менее это делает большой шаг вперед и, если эти результаты будут и дальше развиваться, то на наш взгляд, мы можем говорить уже о создании некого единого механизма выявления контрафактной продукции как минимум с ГТУ КНР.
Но помимо ГТУ КНР, мы активно используем рабочую группу при объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Евразийского экономического союза, где создан аналогичный механизм, где мы имеем возможность обмениваться данными о производителях и отправителях контрафакта, который мы выявляем в рамках территории ЕАЭС. То есть мы предоставляем нашей «пятерке», «пятерка» предоставляет нам, для того чтобы мы могли также использовать в системе управления рисками эту информацию. Здесь мы только в прошлом году перешли и согласовали форму и порядок, надеемся, что удастся уже также получить практические результаты обмена этой информацией, для того чтобы также подчеркнуть эффективность такого рода взаимодействия.
Помимо «пятерки», в рамках СНГ, в рамках таможенного комитета также нами осуществлена подготовка аналогичного механизма. В прошлом году руководители таможенных служб утвердили регламент данного обмена, и обмен будет осуществляться также в электронном виде, с использованием портала СНГ, держателем которого будет выступать Российская Федерация, и на этом портале также будет размещаться информация, но уже гораздо больший объем исходя из зоны наших государств СНГ.
В рамках Шанхайской организации сотрудничества мы активно продвигаем механизм именно в рамках существующего меморандума о взаимодействии государств ШОС по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Очередным этапом сейчас стоит присоединения туда активно Ирана и Индии, к этому меморандуму.
Стоит отметить, что мы перед собой ставим задачи на 2024 год все-таки привести к определенным выводам наш параллельный импорт, к той нормативно-правовой базе, которая позволит таможенным органам эффективно администрировать параллельный импорт. Все-таки остаются вопросы, таможенные органы не могут себе позволить администрировать его с некими послаблениями и должны руководствоваться нормативно-правовой базой существующей и, надеемся, мы ее приведем в соответствие тому, как мы с вами ее видим. Мы продолжаем внедрение стандартов клиентоцентричности, мы эффективно будем предоставлять государственную услугу и всех призываю включаться в таможенный реестр.
Спасибо за внимание.»