На “Верхнем Ларсе” должного потока грузов пока нет
С 1 марта нынешнего года после капитальной реконструкции было возобновлено транспортное движение на многостороннем автомобильном пункте пропуска “Верхний Ларс”. Он продолжает действовать в штатном режиме в соответствии с соглашением, достигнутым на встречах грузинских и российских экспертов в Ереване и Казбеги с участием представителей Швейцарии, и подтвержденным нотами России и Грузии.
С марта по нынешний день, по данным Погрануправления ФСБ России по Северной Осетии, через «Верхний Ларс» проследовало уже более 2000 граждан и 800 единиц транспорта. Цифра эта постоянно увеличивается, но… Наряду с расширением транспортных потоков, которое фиксируют пограничники, представители таможенных служб констатируют пока еще вялые товарные потоки. Как отмечает начальник отдела таможенного оформления МАПП “Верхний Ларс” Олег Цораев, на сегодняшний день через таможенные терминалы были оформлены всего 8 среднегрузовых машин с товаром. В числе ввезенной продукции – небольшие партии минеральной воды, винограда, пластиковых труб, базальта и туфа. Со стороны России на транзитный въезд в Грузию проследовала коммерческая партия новых КамАЗов и УАЗов. И – все. Пока все…
Хотя такое положение дел отнюдь не свидетельствует об обрыве внешнеэкономических связей с закавказскими государствами. И с той, и с другой стороны пограничных шлагбаумов то и дело скапливается до 20–30 большегрузных фур с различными видами импортируемых и экспортируемых товаров. Однако их вынуждены разворачивать и направлять на оформление в Новороссийскую таможню, поскольку грузинская сторона пока не сняла запрет на проезд большегрузного транспорта и автобусов вместимостью более 30 пассажиров через Крестовый перевал, мотивируя это вопросами безопасности: погодные условия на перевале еще далеки от оптимальных.
Таким образом, политическое потепление между Россией и Грузией, позволившее возобновить движение через “Верхний Ларс”, сменилось природным диктатом, когда всякая экономическая целесообразность упирается в вопрос обеспечения безопасности товароперевозчиков и грузов на всем пути следования.
Впрочем, пригревающее майское солнце уже вскоре должно растопить и горную дорожную наледь Кавказского хребта, и грузопотоки пойдут по Военно-Грузинской дороге в ожидаемых объемах. По словам Олега Цораева, таможенные терминалы, оснащенные всем необходимым техническим оборудованием, обладают пропускной способностью до 600 автотранспортных средств в сутки, и к насыщению товаропотоков, перемещаемых через “Верхний Ларс”, здесь готовы все постовые службы.
Пока же на посту работы хватает пограничникам и сотрудникам миграционного контроля, занимающимся оформлением въезда и выезда граждан. Товаров же и грузов, оформление которых входит в компетенцию таможни, здесь по-прежнему мизерные объемы.
Но Олег Цораев сохраняет оптимизм: “Мы и наши грузинские коллеги пока вынуждены разворачивать большегрузные фуры с партиями товаров по обе стороны границы, чтобы не подвергать риску жизнь перевозчиков. Как только погодные условия на перевале станут стабильными, то все участники внешнеэкономической деятельности, вынужденные сегодня оформлять свои грузы в Новороссийской таможне, беспрепятственно смогут делать это на данном участке границы: на постах “Верхний Ларс” с российской стороны и “Казбеги” со стороны Грузии”.
Осинформ; 21.05.10