29.10.19

О Стратегии развития таможенных органов на период до 2030 года

Илья Вячеславович Трунин, заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Стенограмма выступления заместителя министра финансов РФ И. В. Трунина на Пленарном заседании «ТАМОЖНЯ 2030: ТРАЕКТОРИЯ БУДУЩЕГО», прошедшего 24 октября 2019 года в рамках Международного таможенного форума.

«Тема очень важная. Стратегия развития таможенных органов на период до 2030 года является основополагающим документом. Очень хорошо, что он подготовлен совместно с бизнесом и Министерством финансов. Далеко не у каждого органа исполнительной власти, тем более у контрольно-надзорного органа, есть такой документ. Не у всех есть даже такого рода обсуждения.

Мы поддерживаем то, что было разработано и полностью согласны с основными целями и задачами, указанными в проекте Стратегии. Если смотреть с бюрократической точки зрения, то сейчас проходит межведомственное согласование Стратегии и предполагается утверждение на правительственном уровне. Поэтому необходимы не только идеи и волеизъявления таможни и Министерства финансов, но и других ведомств. Думаю, что там будет все нормально, и те цели и задачи, которые поставлены в проекте Стратегии, будут оформлены и на правительственном уровне. Из того, что я сказал можно понять, что Министерство финансов положительно оценивает и деятельность ФТС России, и предпринимаемые усилия по реформированию, и достигнутые результаты как в сфере обеспечения доходов бюджета (мобилизация бюджетных доходов), так и в сфере экономической безопасности, что является не менее важным. В отличие от многих других органов, таможня является еще и силовым органом. Задача обеспечения экономической и не только экономической безопасности страны выходит на передний план деятельности таможенных органов.

Что было сделано за последние годы и что, как кажется нам, необходимо выделить? Многие среди тех, кто не каждый день сталкивается с таможней, не понимают, насколько важные были сделаны шаги на пути реформ таможенного администрирования.

Электронное декларирование. Создание центров электронного декларирования и электронных таможен. До 2020 года еще есть время, но почти все, что было намечено в этой сфере, уже сделано. Это существенный сдвиг в работе таможенных органов и таможенном администрировании в целом. Это было достигнуто только благодаря слаженной работе ФТС России, скоординированной работе центрального аппарата и региональных управлений, взаимодействию с другими органами исполнительной власти, в том числе с наднациональными органами и Евразийской экономической комиссией. Это позволило существенно упростить многие процессы таможенного администрирования без потери эффективности, а во многом даже с ростом эффективности администрирования таможенных платежей и таможенного администрирования в целом, что важно для федерального бюджета и для страны.

Создание единого лицевого счета участника ВЭД. Это было одной из основных задач, которые мы ставили в 2016 годы, и которая была реализована. Это важно не только для участников ВЭД, которые получают возможность оперативно управлять своими денежными средствами, своими остатками, мониторить сальдо расчетов с таможенными органами. Это важно с точки зрения таможенного администрирования в целом.

Что предстоит нам, ФТС России и всему сообществу, связанному с регулированием ВЭД, на ближайшие годы? В первую очередь, это ответы на вызовы современной цифровой экономики. Это не только ответы на вызовы, но и полноценное использование всех возможностей, которые дают современные технологии в процессе государственного управления, в процессе контрольно-надзорной деятельности и в процессе таможенного администрирования. Управление профилями рисков, управление важнейшими бизнес-процессами, управление взаимодействием между участниками ВЭД с таможенными органами с использованием современных технологий уже является реальностью. Анализ больших данных с использованием искусственного интеллекта и формирование автоматически профиля риска является также важной задачей. С точки зрения Министерства финансов, внедрение этой системы, в течение ближайших 3-5 лет, позволит еще больше повысить, с одной стороны, доверие бизнеса к таможенным органам, так как сотрудники таможенных служб будут иметь в меньшей степени отношение к формированию профилей риска, а с другой стороны, правильный алгоритм анализа данных позволит с большей степенью вероятности выявлять случаи, когда действительно необходимо вмешательство административных органов, углубленный контроль и во многих случаях наложение каких-либо взысканий.

Уже скоро 10 лет как мы работаем в условиях Таможенного кодекса Таможенного союза. У нас единая таможенная территория, которая в течение 10 лет была расширена (сначала было 3 государства, а теперь 5 государств составляют единую таможенную территорию). Это тоже является важнейшим вызовом для таможенных органов. Как бы хорошо не была построена система таможенного администрирования в РФ, но если она по каким-то параметрам отличается от того, что существует у наших соседей (а таможенной границы у нас нет), то это надо принимать во внимание, так как это будет оказывать неизбежное влияние на конечный результат. Именно поэтому мы начали эксперимент по прослеживаемости товаров. В РФ он уже идет в этом году. Соответствующее Евразийское соглашение в РФ внесено на ратификацию в Государственную Думу. Я надеюсь, что в ближайшее время оно будет ратифицировано. По сути, речь идет о том, что таможня и таможенный контроль во многом перемещается с мест таможенного оформления и выпуска товаров (границы) на контроль после. Неважно, где товар был выпущен для внутреннего потребления. С помощью современных технологий документальной прослеживаемости, то есть с участием государства и государственных органов в электронном документообороте. Товар в сопроводительных документах. Таможенный орган, являющийся, по сути, единственным надзорным органом власти, имеющим возможность контролировать движение товаров, получит возможность осуществлять контрольные мероприятия, в том числе, и после выпуска на основании данных этой системы прослеживаемости, которые будут поддерживать как таможенные, так и налоговые органы по принципам согласованным и единым для всей пятерки стран Евразийского экономического союза. Это новый вызов, так как значительно расширятся возможности контроля после выпуска товаров, в том числе и товаров, которые выпущены в странах Евразийского экономического союза. Эту возможность необходимо будет широко и эффективно использовать.

Еще одна задача, которая стоит перед всеми нами, в том числе и перед таможенными органами – это вызов современной международной электронной торговле, то есть трансграничная торговля товарами с использованием современных технологий. В РФ сейчас выпускается более 1 млн посылок в сутки, пришедших из-за рубежа. Это уже не какой-то маргинальный процесс по отношению к внутренней торговле. Это существенная часть, которой необходимо уделять все большее и большее внимание. Насколько мне известно, и на уровне Всемирной таможенной организации, и на уровне Евразийского экономического союза все время обсуждаются вопросы на тему того, как быть с этим новым фактором. Нам необходимо выделить отдельную категорию товаров, перемещаемую в рамках международной электронной торговли. Нам необходимо выработать правила, которые будут применяться к этим товарам, к таможенному оформлению таких товаров, к таможенным платежам в отношении таких товаров. В конечном итоге должен быть целый комплекс правил, который бы не допускал бесконтрольного развития международной электронной торговли, а создавал препятствия для недобросовестного конкурирования с внутренней традиционной торговлей стран Евразийского союза. С другой стороны, в ходе этой работы и в ходе развития этих процессов мы не должны создавать искусственные препятствия для международной торговли, так как нет ничего плохого в том, что при соблюдении одинаковых правил регулирования, зарубежная торговля конкурировала с импортной. Более того, это должно служить развитию торговли в целом.

Международная кооперация и экспорт. Это национальный проект, в котором принимает активное участие ФТС России, прежде всего, путем оптимизации различных таможенных операций, путем оптимизации применения различных таможенных процедур не только в отношении экспорта товаров, но и в отношении импорта товаров. Наша задача состоит не только в том, чтобы создать преференциальные условия для экспорта российских товаров, но и развивать международную кооперацию. В очень многих случаях экспорт и производство таких товаров внутри РФ невозможно без импорта отдельных компонентов, материалов и т.д. Надо сказать, что на этом пути уже сделаны значительные шаги, в том числе, и в ходе реализации Стратегии развития таможенных органов до 2020 года. Делаются они по всем направлениям, в том числе, в области усовершенствования таможенного оформления, в области упрощения различных процедур, в области сокращения сроков, а также путем электронного обмена данным по различным категориям экспортеров между таможенными и налоговыми органами для подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте. Например, последнее принятое решение касается процедуры электронного подтверждения нулевой ставки, которая теперь применяется на основании электронных реестров таможенных деклараций, в том числе в отношении интернет-торговли товарами, то есть пересылки экспорта товаров через перевозчика и через почтовых операторов. Здесь мы наблюдаем определенный прогресс. Надеемся, что это будет продолжено, а успехи будут не менее значительны в ближайшее время. Также надеемся, что проект развития Стратегии таможни будущего до 2030 года будет утвержден и реализован».

"Альта-Софт"