Обработка и растаможка грузов в Шереметьеве теперь занимает всего несколько часов
В девяностые, когда открылись границы и тысячи инженеров, врачей и учителей, чтобы прокормиться, превратились в коробейников, получение грузов в аэропортах было настоящей катастрофой. «Челноки», везущие из Китая всё, вплоть до мочалок, стояли в очередях сутками, а иногда свой товар так и не находили. Сегодня и «челноки» в прошлом, и очереди, и пропажи. Хотя таможня даёт добро не всегда.
В 1995 году международный аэропорт Шереметьево, например, принимал 16,5 тысячи тонн грузов в год, за девять месяцев нынешнего обработал уже 268 тысяч. Его грузовой терминал «Москва Карго» площадью 42 300 кв. м – крупнейший на территории России, СНГ и стран Восточной Европы – рассчитан на обработку 380 тысяч тонн грузов в год. Первая очередь введена в эксплуатацию в конце 2017 года, ввод второй запланирован на 2021 год.
Свыше 73% оборота карго-хаба – международные грузы и почта, поэтому с марта нынешнего года здесь же работают и таможенники. Накануне их профессионального праздника, который отмечался на прошлой неделе, пресс-служба аэропорта устроила для журналистов медиатур. Несмотря на гигантский объём (кстати, в сутки здесь обслуживают около шестнадцати больших грузовых самолётов и семисот пассажирских), суеты на площадках не было.
У терминала разгружалось несколько огромных лайнеров. В каждом таком самолёте по 40 палет размером 2,4х3,15 м. Затем, рассказали нам, груз по 13 конвейерным линиям поступает в автоматизированную четырёхъярусную систему хранения грузов в средствах пакетирования (ULD), рассчитанную на хранение около 600 ULD. После раскомплектации груз отправится в семиярусную систему хранения и обработки грузов на складских поддонах, оборудованную более чем тремя тысячами мест хранения. Обе системы производства немецкой компании Lödige работают в полностью автоматическом режиме. По словам сотрудников ООО «Москва Карго», степень автоматизации производственных операций на терминале достигает 60%.
Есть, конечно, и грузчики. Удивило, что не увидела гастарбайтеров из бывших союзных республик, ведь именно их, как правило, нанимают на низкоквалифицированные работы.
– На самом деле, – поясняет заместитель генерального директора ООО «Москва Карго» Михаил Чувилькин, – от грузчиков зависит многое, поэтому к их отбору мы подходим очень строго. Они проходят двухнедельные теоретические курсы, затем два-три месяца учатся непосредственно на участке и ещё два-три месяца работают под присмотром наставника.
– А если всё же при расформировании авиационного контейнера со сборным грузом для разных получателей новички что-то напутали? Как ищете попавшие не на ту палету коробки?
– У грузчиков есть сканеры, которые исключают путаницу.
– Но если всё же…
– Отследим благодаря камерам видеонаблюдения, их у нас более пятисот. Подобные случаи выявляются мгновенно.
Мы проходим мимо каких-то закрытых камер. «Это, – рассказывает Михаил Михайлович, – специальные помещения для опасных грузов (вплоть до радиоактивных материалов); скоропортящихся – с настраиваемым температурным режимом хранения, например, продуктов или медикаментов; шумоизолированные и вентилируемые помещения для животных. Есть и склады для ценных грузов, например предметов живописи, с системой газового пожаротушения и контроля уровня влажности».
Через грузовой терминал Шереметьева проходят и очень дорогие, элитные автомобили. В основном – из Германии в Китай. Ну а из Китая поступает львиная доля грузов e-сommerce.
С ростом спроса на услуги экспресс-перевозчиков всё более жёсткие требования стали предъявляться и ко времени таможенного оформления. «В марте, – рассказал и. о. начальника таможенного поста Аэропорт Шереметьево (грузовой) Максим Баландин, – для удобства участников ВЭД (внешнеэкономической деятельности) непосредственно на территории грузового терминала «Москва Карго» был организован таможенный пост фактического контроля, осуществляющий функции таможенного досмотра, оформления товаров физических лиц и экспресс-грузов. Благодаря внедрению электронного декларирования и электронного документооборота в части выпуска товаров, а также с учётом упрощённой процедуры таможенного декларирования экспресс-грузов при отсутствии проблем с документацией и отнесении ввозимого товара к «безрисковой» группе практически все отправления выпускаются день в день».
Таможенное оформление начинается, ещё когда груз в полёте. Проверяется правильность оформления документов, что позволяет определить, нужен ли досмотр или груз может пройти через «зелёный коридор». Хорошо зарекомендовавшие себя клиенты получают товар уже через пару часов.
В день таможня обрабатывает около 1200 деклараций. Наиболее дорогостоящие товары приходят из Европы: из Франции, Германии и Нидерландов, платёжеёмка и продукция Китая – за счёт количества. В прошлом году Шереметьевская таможня направила в российский бюджет 158 миллиардов рублей, плановое задание на нынешний – 164 миллиарда.
В тему
Все грузы проверяются на наличие наркотических средств, взрывчатки и оружия. Только в прошлом году таможенной службой было возбуждено порядка 40 уголовных дел.
Пассажиры в обход таможенных правил пытаются провезти из Китая в «промышленных» масштабах электронные платы, квадрокоптеры, электронные книги, наушники, смартфоны, планшеты, переходники, камеры и… чёрную икру. В Китай – табачные стики для электронных сигарет. С Кубы везут незадекларированные сигары, а из Европы – товары известных брендов и марихуану, из Латинской Америки – кокаин. Бывают и экзотические ЧП. Так, в багаже гражданки Вьетнама обнаружили детёнышей гиббона, а в носках гражданина России – 33 огранённых бриллианта.
Браун, несмотря на звучащее по-мужски имя, на самом деле девочка. Ей два года, она очень игрива, очень послушна, и у неё прекрасный нюх
Международный аэропорт Шереметьево входит в ТОП-10 аэропортов-хабов Европы, крупнейший российский аэропорт по объёмам пассажирских и грузовых перевозок. По итогам 2018 года аэропорт обслужил 45 млн 836 тыс. пассажиров, что на 14,3% превысило итоги 2017 года.
По итогам 2018 года Шереметьево стал лучшим по качеству обслуживания в категории крупнейших аэропортов Европы с пассажиропотоком более 40 млн пассажиров в год по результатам программы ASQ ACI и вошёл в топ-лист лучших аэропортов мира по версии Международного совета аэропортов — ACI Director General’s Roll of Excellence.
Шереметьево признан лучшим аэропортом мира по результатам глобального аналитического исследования британской компании Stasher.
Аэропорт Шереметьево – обладатель наивысшего рейтинга 5 звезд Skytrax