Переселенцы смогут ввозить машины без пошлины
Об автомобилях и иконах
- Здравствуйте, меня зовут Наталья Ивановна. Мои родственники живут в Петербурге. Я знаю, что вывозить семейные реликвии, в частности иконы, можно только самолетом. Я сама была свидетелем, когда мой знакомый, художник, вез свои работы поездом и у него возникли проблемы на таможне. Я везла свою икону на самолете, но представитель на таможенном посту в Храброво сказал мне, что я должна оформить разрешение на вывоз иконы в Москве. Я понимаю, что нельзя вывозить иконы за границу, но я еду из России в Россию, причем не пересекая госграницы. Прав ли таможенник в Храброво , требуя от меня разрешительные документы?
- Я понял. Ситуация следующая. При перевозке икон или иных предметов, которые могут составлять культурную ценность, безусловно, нам нужны документы, свидетельствующие о вашем праве владеть этим предметом и разрешение на перевозку. Если же вы не пересекаете государственных границ, то с вас могут требовать только документы, доказывающие ваше право на владение этим предметом. Этого должно быть достаточно. Никаких подтверждений о том, является ли она культурной ценностью или нет, а также разрешения на вывоз с вас требовать не должны.
- Здравствуйте. Это Лариса Борисовна Горбанюк. Я дочь инвалида войны. Мой папа, Кулаков Борис Дмитриевич, 6 ноября ехал на постоянное место жительства из России в Калининград на своем автомобиле Таврия с ручным управлением. И с тех пор она уже год стоит на погранпереходе Чернышевское , а мы никак не можем привезти ее в область, чтобы сделать доработку по Евро-2. Помогите нам, пожалуйста.
- Вам нужно обратиться не в таможенную службу, а в центр стандартизации и метрологии к Белову Игорю Александровичу, чтобы они сделали свое заключение. Без их заключения таможенники ничего не могут сделать. Я позвоню ему сегодня и попрошу его с вами встретиться.
- А можно нам дать разрешение, чтобы эту машину перегнать на Преголь-Ладу , чтобы ее доделать и потом уже оформлять?
- Безусловно, можно, но только в том случае, если вы уверены, что она оформится. Если же и после этого сертификат не будет выдан, вам придется вывезти машину обратно. Для оформления разрешения на временный вывоз вам нужно обратиться к руководителю таможенного поста с просьбой выпустить автомобиль условно. То есть вы обязуетесь в течение 40 дней такой документ представить. На период подготовки документов машину мы вам отдадим, но паспорт транспортного средства вы получите только после того, как представите документы на соответствие машины стандарту Евро-2.
- Павлов Александр Евгеньевич. Я гражданин Литвы, но имею право на проживание. Супруга у меня - гражданка России. Мы приобрели автомобиль, но зарегистрировал я его в Литве. Я подал документы для получения вида на жительство. И теперь хочу узнать: для того чтобы автомобиль ввезти на территорию России, какую таможенную пошлину мне нужно заплатить? Есть ли какие-то льготы?
- Если вы не являетесь участником программы переселения, которая стартует с 1 января, если у вас нет статуса беженца или переселенца на постоянное место жительства, то за транспортное средство, зарегистрированное на территории иностранного государства, при его ввозе в Калининградскую область надо будет платить пошлину в полном объеме.
- А если я получу гражданство? Все равно в полном объеме?
- Да. На льготы вы можете иметь право, только если зарегистрируетесь как участник программы Переселение . Вам нужно обратиться в комиссию, которую возглавляет Юрий Шалимов (вице-премьер калининградского правительства. - Ред.), если вам предоставят статус участника этой программы, то вы сможете ввозить свое имущество, в том числе и автомобиль, беспошлинно.
О взятках и коррупции
- Здравствуйте, может быть, мой вопрос покажется вам неприятным. Мой сосед работает в таможне. Его жена - бюджетный работник. Но дом у них при этом - полная чаша. Недавно купили трехкомнатную квартиру, часто меняют машины. Нехорошо так говорить, конечно, но я не понимаю, откуда у них деньги? У вас в таможне оклады такие большие? Может, можно моего сына к вам устроить? Выгодно ли быть таможенником?
- Ну, здесь вопрос другой - выгодно ли торговать совестью. Это во все времена было выгодно. Приходится с сожалением констатировать, что уровень коррупции в таможенных органах достаточно высок и нет руководителя таможенной службы, который бы мог сказать, что у него все нормально - это очевидно. Это в целом проблема всего общества. У взятки ведь две стороны. Один - дает, другой - берет.
- Но ведь часто вынуждают просто давать взятки. У моей сестры муж дальнобойщик, так он говорит, что меньше, чем за 500 долларов с тобой ни один таможенник разговаривать не будет. И все знают, кому дать, сколько дать и расценки
- Знаете, в чем у нас основная проблема? Нет людей, которые были бы готовы написать заявление. Взятка - это преступление, которое может быть вменено человеку, если есть, как минимум, пострадавший, то есть лицо, которое написало в заявлении, что с него вымогают. По всем заявлениям такого рода, которые к нам поступали, были возбуждены уголовные дела. Другое дело, что таких заявлений было немного, считанные единицы. В основном все увольнения по взяткам, которые были, - это работа нашей внутренней службы безопасности. Просим тех же дальнобойщиков, пусть хоть один напишет заявление - когда, в какой смене, кто вымогал взятку. У каждого сотрудника таможни есть личный номер на груди. Мы готовы возбудить уголовное дело по этому факту, но все отказываются писать заявления. Нельзя предъявить обвинение без конкретного деяния. А информация об излишней зажиточности сотрудников - это для нас лишь повод провести аттестацию и мягко расстаться с сотрудником без предъявления обвинения.
Что же касается ротации сотрудников, то, конечно, она проходит, но здесь другая проблема - кадровый голод на людей, знающих законодательство и имеющих совесть. Я же не могу просто так заменять человека, который на своем посту 10-15 лет проработал. Кто даст гарантию, что на его место не придет другой с нечистыми намерениями.
- А какая зарплата в ваших структурах, может, если ее поднять, то и взяточничество уменьшится?
- Зарплата рядовых сотрудников от 10 до 15 тысяч рублей - это потолок. Но вряд ли зарплата сыграет решающую роль. Дело в менталитете.
- А где учат на таможенников?
- По закону на работу можно брать только людей с высшим образованием. Часто приходят специалисты - экономисты, юристы, технологи и так далее. У нас есть трехмесячные курсы, которые все поступающие на работу обязаны пройти и сдать квалификационный экзамен. Плюс каждые три года - у нас переподготовка и аттестация. Кроме того, есть и Государственная академия госслужбы, где можно получить второе высшее образование строго по таможенному профилю.
О собаках и новых переходах
- Алло, это Семен Давыдов. Я хочу задать вопрос таможеннику. Мне не нравится, что в область ввозится много наркотиков, кто должен пресекать их перевозку через границу - пограничники или таможенники?
- Это совместная работа всех служб - и пограничников, и таможенников, и милиции, и Госнаркоконтроля. Вы видели, какие потоки через границу идут? Просто невозможно каждый уголок фур обследовать.
- А может, как-то более широко применять собак при поиске наркотиков?
- У нас есть своя кинологическая служба, причем не самая плохая в Российской Федерации. Но, конечно, всем требованиям она не удовлетворяет. Не на всех пунктах погранконтроля даже оборудованы специальные места для жилья этих собак. У нас есть случаи, когда мы их сами кормим, так как средств, выделенных по смете, для этого явно не хватает. У нас есть номер телефона: 45-35-85. Если есть желание как-то помочь с обучением, с качественными щенками или просто оперативной информацией - мы всегда будем рады.
- Алло, хотелось бы узнать, когда будут переоборудованы по современным стандартам все калининградские погранпереходы?
- Вы же понимаете, что это дело не одного года. В ноябре, максимум в декабре сдаем МАПП Чернышевское . Самое главное - подъездная дорога. Будете смеяться, но 300 метров от пункта пропуска до границы - не составляющая проекта, а входит в соответствующую федеральную программу. Там тоже ведутся работы, но я думаю, что дорогу построят позже, чем мы погранпереход. Следующий по очереди в наших планах - проект Мамоново-2 . Это грузовое направление на Европу. Мы возлагаем на него большие надежды. Наши польские коллеги со своей стороны строят серьезный комплекс. На нашей стороне сейчас пока идут работы по разминированию земли, выверке, оформлению документов. В следующем году будет определен подрядчик, который все это будет делать. Москва сейчас выбирает проект, и в следующем году начнутся работы. Кроме того, там требуется построить нормальный мост, который бы выдерживал тяжесть грузовых автомобилей. На Мамоново-2 мы возлагаем большие надежды на польском направлении, так как у нас сейчас пока только один грузовой пункт пропуска - Багратионовск. Как только Мамоново-2 будет построено, мы надеемся, что очереди грузовых машин уменьшатся. Что же касается литовского направления, то есть задумки реконструировать погранпереход в Советске, но пока о конкретных сроках его реализации даже речи не идет. Для того чтобы сделать новый погранпереход, нужно построить новый мост выше по течению, вместо моста королевы Луизы.
- А новое оборудование у калининградских таможенников появится?
- Да, в следующем году в нашем регионе появятся новые таможенные терминалы. Это будет такое большое помещение, куда можно загонять фуру и просвечивать все ее содержимое - контур, плотность и так далее. Терминалов будет два: в Багратионовске и в морском торговом порту.
О мести белорусам
- Игорь Мафеени. У меня вопрос по поводу проблем, связанных с въездом в Белоруссию. На данный момент, чтобы въехать в Белоруссию на автотранспорте, требуют либо залог, либо сопровождение, и это стоит порядка 5 евро за километр. В связи с этим я бы хотел спросить: не планируется ли каких-нибудь мер ужесточения с нашей стороны для белорусских машин, например.
- Нет, не планируется. Эти меры не таможенная служба разрабатывает. Ситуацию с белорусами знаем досконально, и свою оценку ситуации мы донесли и до местного правительства, и до федеральной службы. Насколько я знаю, претензии только к машинам с транзитными номерами. К машинам со стационарными номерами у белорусских коллег претензий быть не может. С 12 числа они информировали свои таможенные органы о том, чтобы рассматривать такие автомобили в качестве товара и пускать под сопровождение или залог. Мы провели консультации с белорусами и пытались высказать нашу точку зрения о том, что все машины уже выпущены в свободное обращение с уплатой налога и выдачей ПТС. Понимания мы не получили. Проинформировали Федеральную таможенную службу и правительство России и готовы помогать нашим автомобилистам только разъяснениями. Но Белоруссия - суверенное государство и влиять напрямую на действия их служб нельзя. Общаться с ними теперь будут на уровне федерального правительства.
Комсомольская правда 26.10.06