Подержанным машинам перекрыли дорогу
Рост таможенных пошлин на подержанные иномарки возымел эффект. Их импорт в Россию в январе—апреле упал более чем в 20 раз (новых — только в четыре). Столь серьезное падение импорта подержанных иномарок выгодно не только российским автозаводам (в том числе иностранных автоконцернов), но и дилерам. По прогнозам, в ближайшие два-три года существенной статьей дохода последних станет перепродажа машин, которые сейчас продаются в России новыми.
Вчера агентство "Автостат" опубликовало данные об импорте подержанных иномарок в Россию в январе—апреле 2009 года. По данным агентства, он сократился сразу в 24 раза — до 4,9 тыс. машин (в 2008 году за первые четыре месяца было ввезено 120,3 тыс. машин). Ввоз новых иномарок в Россию в январе—апреле упал только в четыре раза, до 49,4 тыс. машин.
Больше всего было ввезено подержанных машин Toyota, следом за ней идут бренды Nissan, Honda, Mazda, Suzuki и Subaru, то есть именно японские подержанные машины пользуются в России наибольшим спросом. Для сравнения: среди новых иномарок по итогам января—апреля самыми популярными были американские марки Chevrolet и Ford. Nissan заняла за ними третье место, а Toyota — только пятое (после корейской Hyundai).
Столь сильное падение продаж подержанных иномарок объясняется тем, что пошлины на их импорт более жесткие, нежели на ввоз новых. На подержанные машины, то есть автомобили старше пяти лет, пошлина установлена не в процентах, а в евро: в зависимости от объема двигателя от ?2,5 до ?5,8. В результате таможенная очистка подержанной иномарки с двигателем 1,6 л (с учетом уплаты НДС) обходится в ?5,5 тыс. Если импортировать новую иномарку с аналогичным двигателем, то пошлина (30% от стоимости) не превысит ?3,8-4 тыс.
В марте Минпромторг прогнозировал, что в 2009 году импорт подержанных иномарок в Россию составит 169 тыс. машин, то есть сократится в четыре раза. После публикации данных "Автостата" ясно, что этот прогноз не сбудется, поскольку он рассчитан исходя из объема продаж не менее 14 тыс. подержанных иномарок в месяц.
Столь серьезное сокращение импорта подержанных авто на руку как российским автопроизводителям (в том числе иностранным автозаводам в России), так и дилерам, говорит аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. Он напоминает, что и те, и другие не раз говорили о том, что в ближайшие два-три года основным фактором роста их продаж станет перепродажа подержанных машин, которые сегодня покупаются как новые. В ОАО "Соллерс" ранее прогнозировали, что к 2011-2012 году рынок подержанных авто в России может составить 3-5 млн машин в год, то есть его емкость может превысить рынок новых автомобилей. Правительству удалось успешно перекрыть импорт автомобилей в Россию, говорит Михаил Лямин из Банка Москвы, но оговаривается, что серьезных мер по поддержке спроса на машины, производимые внутри России, пока не принято.
Газета «Коммерсантъ» № 90 (4145) от 22.05.2009