Пограничный затор
На латвийско-российских пограничных пунктах пропуска сложилась критическая ситуация. Многокилометровые очереди грузового автотранспорта выстраиваются с середины августа. О возможных способах решения этой проблемы Росбалту рассказал президент Латвийской ассоциации международных автоперевозчиков Latvijas auto Валдис Трезиньш.
- Какая сейчас обстановка на погранпостах?
- Сейчас на КПП стоят тысячи машин. Например, на пункте пограничного контроля Терехово в очереди на въезд в Россию на прошлой неделе стояло 1100 автомашин. В Гребнево 495. К концу недели ситуация немного разрядилась, но все равно водителям приходится простаивать по несколько суток, чтобы пройти пограничный досмотр.
По моему мнению, в ноябре ситуация будет критичной, и поток грузового транспорта не уменьшится. Последние месяцы года это традиционно сложный период, так как в конце года выполняются договорные обязательства. Кроме того, в конце ноября в Риге пройдет саммит НАТО. Естественно, контроль за границей будет более тщательным, и это также повлияет на скорость обслуживания автотранспорта.
Кроме того, теперь уже скопление машин отмечаются не только на латвийско-российской границе, но и на границах между Латвией и Литвой, Латвией и Эстонией.
- Вскоре похолодает, и погодные условия только ухудшат ситуацию. Что можно предпринять?
- В Риге 20 октября работала совместная латвийско-российская комиссии по вопросам международных автомобильных перевозок. Была делегация из российского Минтранса, из ассоциации грузоперевозчиков, ведомственных структур, связанных с границей, присутствовали специалисты из аналогичных латвийских организаций. Ключевым вопросом этой встречи была ситуация на границе. Возглавляли комиссию руководители департаментов автомобильного транспорта Министерства транспорта России и Министерства сообщений Латвии. Активно в этом процессе участвовали и представители посольства России в Латвии.
Есть перспективные планы, как с латвийской, так и с российской стороны, но они рассчитаны на длительную перспективу, а вопрос нужно решать уже сегодня. Зима не за горами, а на дороге очередь в 20 30 км. Дорога узкая, не приспособленная для разъезда, что усугубляет ситуацию особенно в снегопады.
- Каковы ближайшие планы?
- Необходимо оперативно действовать госструктурам и срочно принимать меры именно на тех погранпереходах, где сложилась особенно сложная ситуация (Терехово Бурачки и Гребнево Убылинка). Российская сторона проинформировала, что там готовится реконструкция, будет увеличена пропускная способность. Однако пока это лишь планы.
Один из вариантов, который мы предложили для совместной работы это открытие дополнительного погранперехода. В частности, в Псковском направлении Виентуле Лудонка. С латвийской стороны там уже все подготовлено. Это поможет немного разгрузить ситуацию. Ни у кого не вызывает сомнения, что погранпереход надо оперативно открывать и оснащать. Но при этом необходимо учитывать, что этот переход технически приспособлен не для всех машин.
Еще один момент, который был всеми одобрен это необходимость решать вопрос о совместных технологиях. Ведь глупо дважды вводить одну и туже информацию на разных таможнях. К примеру, информация о прохождении груза уже введена в электронную систему в Евросоюзе (допустим, груз идет из Германии), а ее необходимо дублировать на другом пограничном пункте. Делается двойная работа, теряется время, что является существенным стопором. Такой простой происходит на российской стороне. Может, потому, что технологии не соответствуют духу времени. Причем с этим соглашаются и наши российские коллеги.
Надо совместно думать и, наверное, договариваться России и Евросоюзу о конвертации информационных систем таможни.
Наши российские коллеги из Санкт-Петербурга, к примеру, привели данные по времени прохождения транспорта на разных границах. На финско-российской границе одна машина проходит финский КПП за 38 секунд, на балтийских пунктах в Эстонии, Латвии за 12-15 минут, на российской стороне за 40-50 минут. Очевидно, нужно вместе подумать, как унифицировать и гармонизировать систему пограничного контроля.
- Не секрет, что водители пытаются объехать белорусскую границу и следуют более длинным маршрутом через Латвию, чтобы попасть в Россию. Что влияет на их выбор?
- Белорусский синдром прослеживается не один год. В Белоруссии особый подход к транзиту: очень строгий таможенный контроль и часто предвзятое отношение к грузу. Сегодня грузоотправитель в Европе рекомендует водителям объезжать Белоруссию. Бывали конкретные случаи, когда белорусская таможня останавливала груз из-за какой-то мелочи и конфисковывала не только груз, но и сам транспорт. Сегодня белорусская сторона поняла, что перегибает палку , и сами белорусы страдают от этой ситуации. В посольстве Белоруссии в Латвии об этом шла речь, они интересовались нашим законодательством. Доходит до смешного: через латвийскую границу едут в Россию и сами белорусы, и водители из Калининграда, Литвы, Польши, хотя им выгоднее другой путь. Это ненормальная ситуация. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы система транзита через Беларусь соответствовала международной практике.
- Идут ли власти Беларусии на контакт и готовы ли они решать проблему?
- Белорусская сторона выражает желание говорить на эту тему. В ближайшее время в Минске будет работать латвийско-белорусская комиссия, которую возглавит государственный секретарь Министерства экономики Латвии г-н Герхардс. Один их вопросов, который предстоит обсудить на комиссии транзит и границы.
rosbalt.ru 24.10.06