Правительство химичит квоту для россиян
Кабинет Министров ограничит импорт российских удобрений. Решение об этом правительство намерено утвердить к концу лета. По словам заместителя министра промышленной политики Валерия Третьякова, необходимость защиты внутреннего рынка вызвана удорожанием газа. В результате роста цен на это сырье украинские химики поневоле проигрывают российским конкурентам....
Валерий Михайлович, какими могут быть антидемпинговые меры по импорту минеральных удобрений в Украину и когда их могут принять?
Этим вопросом занимается Союз химиков Украины. Они собирают информацию и будут готовить соответствующее решение. Думаю, что к осени мы подготовим такое решение и, очевидно, будет вводиться квотирование. Наш самый серьезный конкурент на сегодня это Россия. Если честно, против нее очень сложно применять антидемпинговые меры. Например, наши предприятия предлагают селитру по 950 грн. за тонну, россияне по 940. То есть они работают на грани, и доказать, что это демпинг, почти невозможно.
Парадокс заключается в том, что у многих химических предприятий Украины российские собственники. Получается, что россиянам выгодно, чтобы их предприятия работали. В то же время правительство России проводит настолько жесткую политику по газу, что эти собственники, будучи даже акционерами Газпрома , не могут поставить в Украину газ по более низкой цене.
Актуален ли на данный момент вопрос пересмотра цен на газ для химпрома?
Сейчас уже никто не ставит вопрос пересмотра цен на газ. Нужно спокойно осознать, что ниже цены уже быть не может, и искать выход из ситуации. Мы привыкли к тому, что цена газа для химпрома была около $80 за тыс. кубометров. Но в этом и была наша слабость. Сегодняшняя цена это 548 грн. за тыс. кубометров плюс 20% НДС, плюс 2%, которые покрывают расходы на продажу газа, и плюс транспортные расходы. В итоге получается, что химпредприятия платят $140-143 за тыс. кубометров. При такой цене рентабельность есть. Конечно, она уменьшилась, но предприятия работают. Я уверен, что во втором квартале объемы производства будут выше, чем в прошлом году.
У Минпромполитики нет цели пересматривать цену на газ или делать для кого-то преференции. Выход в другом нужно повышать коэффициент использования газа на единицу готовой продукции. В европейских странах он составляет около 1, а у нас 1,25-1,3. Проще говоря, у нас есть возможность на 25% уменьшить потребление газа.
Оправдала ли себя система лимитов на поставки газа для промышленности?
Мы пережили очень сложную зиму. Если бы не было жестких лимитов, наверняка произошли бы переборы газа отдельными предприятиями. Вместе с тем дефицит газа, конечно, повлиял на объемы производства, и особенно химического комплекса, который потребляет его около 8 млрд. кубометров. Сегодня все лимиты отменены.
Правда, изменился порядок отпуска газа потребителям. Раньше все поставки происходили через Нафтогаз Украины , теперь компания поставляет 70-80%, а оставшуюся часть через свои дочерние компании. Это довольно болезненно восприняли химические предприятия, поскольку Нафтогаз отпускал газ без НДС и предоплаты. Сейчас же поставляют с НДС и предоплатой. То есть на первую закупку нужно было выделять часть своих оборотных средств или брать кредит.
Предполагается ли государственная поддержка для внедрения энергосберегающих технологий на предприятиях химпрома?
Прямого бюджетного финансирования таких программ мы допустить не можем. Льготы могут быть по налогообложению. Сейчас подготовлен проект, позволяющий ввозить оборудование, которое не изготавливается в Украине, без налогов и таможенных пошлин. Подобная льгота в какой-то мере связана с бюджетом, но это не прямое финансирование.
Самое сложное заинтересовать частные предприятия участвовать в программе энергосбережения. Это серьезные капиталовложения, по разным подсчетам от $180 млн. до $300 млн.
Дело; 10.05.06