Таможенная стоимость. От чего ушли и к чему идем.
С 1 июня 2006 года вступает в силу федеральный закон О внесении изменений в Закон Российской Федерации О таможенном тарифе . Его принятие говорит о желании государства упорядочить процессы, протекающие в русле реки, называемой таможенная стоимость .
Закон внес некоторые изменения в ряд используемых терминов. В частности, уточнено понятие пошлина - которая превратилась из обязательного взноса в обязательный платеж. Уточнено также и то, что К таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина . Особые виды пошлин - специальная, антидемпинговая и компенсационная - не относятся к категории таможенных пошлин .
Взаимозависимые лица по Закону 1993 года превратились во взаимосвязанных. К сожалению, нельзя сказать, что понятие взаимосвязанных лиц получило более четкое определение. Появились и новые термины: товары того же класса или вида - товары, относящиеся к одной группе или к ряду товаров, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности. Товары того же класса или вида включают идентичные или однородные товары и общепринятые принципы бухгалтерского учета - система правил бухгалтерского учета, принятая в установленном порядке в соответствующий период в соответствующей стране .
Новое звучание получила статья 12 Закона, которой определена последовательность применения методов определения таможенной стоимости. Законодатель постарался отойти от применения понятий цена сделки , таможенная оценка товаров заменив их словосочетанием стоимость сделки , более соответствующим экономической сущности этого понятия.
Важным дополнением в Закон 1993 года можно считать нормы, говорящие о том, что Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (п.З ст. 12) и Процедура таможенной оценки ввозимых товаров не должна использоваться для борьбы с демпингом (п.4 ст. 12). Важность последней нормы при ее правильном применении сложно переоценить в современных условиях, когда таможенные органы
самоотверженно борются с занижением таможенной стоимости, не позволяя отдельным участникам ВЭД осуществлять таможенное оформление ввозимых товаров по стоимости, ниже определенного усредненного уровня.
К этой же категории можно отнести и норму пункта 6 этой же статьи В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров .
Новая редакция статьи 13 Закона содержит важные положения, касающиеся определения и применения таможенной стоимости товаров. В частности, говорится, что порядок определения таможенной стоимости применяется к товарам, фактически пересекшим таможенную границу Российской Федерации при ввозе на таможенную территорию России или заявленным к ввозу при применении предварительного декларирования, при первом помещении этих товаров под таможенный режим, установленный таможенным законодательством. Кроме того, в случае изменения таможенного режима таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенный режим после фактического пересечения ими таможенной границы Российской Федерации, если иное не установлено таможенным законодательством Российской Федерации.
Значительные изменения претерпели статьи 19-24 Закона 1993 года, посвященные методам определения таможенной стоимости. Основному методу определения таможенной стоимости товаров - по стоимости сделки с ввозимыми товарами посвящена статья 19 Закона. Необходимо обратить внимание на то, что законодатель ввел новую статью 19.1, содержащую перечень дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате импортером, которые ранее являлись составной частью статьи 19.
Среди положений и условий, регламентирующих применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, отметим следующие моменты. Согласно положению, содержащемуся в абзаце втором подпункта 1 пункта с 2, метод по стоимости сделки может быть использован, если существующие I ограничения в отношении прав покупа-; теля на пользование и распоряжение j товарами установлены федеральными : законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями - Правительства Российской Федерации,
|
а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти . В ныне действующей редакции речь идет только об ограничениях, установленных законодательством Российской Федерации . Согласно пункту 3, на таможенный орган возложена обязанность в письменном виде сообщить декларанту об обнаруженных на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом признаках того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки. При этом декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки. Ранее такой обязанности не существовало. В таможенную стоимость товаров разрешено не включать расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование. При этом данные расходы должны быть выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально (пп.1 п.7). Ранее аналогичная норма также отсутствовала, что нередко являлось предметом судебных споров между участниками ВЭД и таможенными органами.
Рассматривая положения статьи 19.1 Закона обратим внимание на пункт 2, согласно которому дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, предусмотренные пунктом 1 статьи 19, ...производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется .
Учитывая многообразие и разнородность дополнительных начислений, а также то, что часть количественно определенных сведений может появиться в данных бухгалтерского учета покупателя только после завершения внешнеторговой сделки, можно высказать предположение, что практическое применение данного метода на практике будет сопряжено с определенными трудностями. Вместе с тем отрадно, что хотя перечень дополнительных начислений является достаточно обширным, законодатель продекларировал его закрытость и запретил производить иные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, кроме указанных в данной статье (п.З).
В случае невозможности использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, переходим к применению метода по стоимости сделки с идентичными товарами. Что касается условий применения самого метода, то тут появились некоторые изменения. В частности, обязательным условием является то, что определение таможенной стоимости идентичных товаров должно было производиться с помощью метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, т.е. по так называемому первому методу (абзац 2 п.1). Действующее положение также содержит аналогичную ссылку, но в новой редакции это условие выражено более ясно и понятно. Более расплывчатой стало требование, касающееся временного интервала, в течение которого были ввезены идентичные товары. Действующая редакция говорит о том, что такие товары должны быть ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров, а новая редакция говорит о том, что идентичные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары. Что это за период - остается только догадываться.
Изменения условий применения метода по стоимости сделки с однородными товарами (ст.21 Закона), те же, что были рассмотрены ранее в отношении идентичных товаров. Единственным индивидуальным дополнением, пожалуй, является норма, предусматривающая при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров по методу по стоимости сделки с однородными товарами при необходимости производить корректировку таможенной стоимости однородных товаров для учета значительной разницы в расходах по перевозке, погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой до места прибытия товаров на таможенную территорию, а также расходы на страхование, обусловленные различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта.
В статье 22 Закона метод вычитания получил более подробное и детальное правовое регулирование, чем в действующей редакции данной статьи.
Основная детализация связана с использованием рассматриваемого метода в случаях, когда невозможно получить информацию о продаже оцениваемых, идентичных или однородных товаров в России в том же состоянии, в каком они были ввезены на таможенную территорию. В этом случае по заявлению декларанта стоимость товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых товаров продается после их переработки при условии проведения соответствующих вычетов (п.4 ст.22). В пункте 5 статьи 22 также определены случаи, когда данное положение не может быть использовано для определения таможенной стоимости товаров.
Впервые в таможенном законодательстве сказано, что сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов (включая расходы по реализации товаров) рассматривается как надбавка к цене товара, покрывающая указанные расходы, а также обеспечивающая получение прибыли в связи с продажей ввезенных товаров того же класса или вида (п. 7 ст. 22). Определяются эти расходы на основе информации, предоставленной декларантом. Учитывая, что вся предоставляемая декларантом информация должна быть достоверной и документально подтвержденной, законодатель определил, что применение метода вычитания в отношении оцениваемого товара осуществляется с учетом нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета в Российской Федерации (пп.6 п.1 ст.5).
Пятый метод определения таможенной стоимости - метод сложения, который по желанию декларанта может применяться перед методом вычитания. Законодатель постарался подробно расписать весь спектр возможных расходов и затрат, которые может понести производитель оцениваемых товаров. Учитывая, что все расходы должны подтверждаться документально, основой указанных сведений будут являться коммерческие счета производителя товаров при условии, если такие счета соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, принятым в стране производства оцениваемых товаров (в отличие от метода вычитания, при использовании которого декларант должен опираться на российскую бухгалтерию). Вместе с тем, таможенные органы не вправе требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для подтверждения расчетной стоимости (п.5 ст.23). Для проверки сведений, представленных в таможенные органы в подтверждение произведенных расходов, последние могут использовать возможности, предоставляемые соответствующими международными соглашениями и нормами международного права. В целом, следует отметить, что данный метод определения таможенной стоимости имеет наименьшие перспективы использования на территории России, т.к. производители стараются очень тщательно оберегать свои коммерческие тайны, связанные с уровнем затрат на производство и реализацию товаров.
Шестому методу - резервному, посвящена 24 статья Закона. В перечне основ, которые не могут быть использованы для определения таможенной стоимости по резервному методу, появились изменения. Сейчас нельзя использовать цену товара на внутреннем рынке Российской Федерации , а будет нельзя использовать цену на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза) (пп.1 п.З ст.24). Сейчас нельзя использовать произвольно установленную или достоверно не подтвержденную цену товара , а будет нельзя использовать цену, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей; произвольные или фиктивные стоимости; минимальные таможенные стоимости (пп.5-7 п.З ст.24). Сейчас при применении резервного метода таможенный орган должен предоставлять декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию (абзац второй п.1 ст.24 Закона 1993 года), а будет не должен. Законодатель про это ничего не написал в Законе.
Не идеальна действующая редакция этой статьи, но то, что мы можем видеть в новой редакции, вызывает массу недоуменных вопросов. Чего, например, стоят такие фразы: таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями настоящего Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации (п.1 ст.24); при определении таможенной стоимости товаров в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при применении... методов 1-5 (абзац первый п.2 ст.24); при определении таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделок с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных статьей 20 или статьей 21 настоящего Закона требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары при определении таможенной стоимости товаров на основе метода вычитания допускается отклонение от установленного ... срока (пп.4 п.2 ст.24).
В целом, следует отметить, что Закон вряд ли кардинальным образом изменит ситуацию в рассматриваемой области и поменяет правила игры. Ремонт закона О таможенном тарифе образца 1993 года можно назвать скорее косметическим, чем капитальным.
Владимир Кулешов,
заместитель начальника
Северо-Западного таможенного
Управления
Журнал Таможня 6 март 2006 г.