29.12.10

Таможенные Посты Сарайного Типа

После опубликования Приказов ФТС РФ № 2065 от 8.11.2010 и № 2214 от 25.11.2010 о размещении таможенных постов (ТП) и отделов таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) в Московском регионе в очередной раз резюмируешь: хотели сделать как лучше, согласно своей же "Концепции оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов, подчиненных Центральному таможенному управлению, расположенных в Московской области, в 2010-2011 г.г.", а получилось как всегда. Давайте разберемся, почему и как это произошло.

С начала этого года, а именно с 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". В данном законе существуют лишь два ограничения на информацию, а именно, имеющую государственную тайну и имеющую гриф "для служебного пользования". Тем не менее, за год действия данного закона обыденная не секретная информация про формирование таможенной инфраструктуры Московского региона ни на грамм не просочилось в прессу!

Так, в закрытых от бизнес сообщества недрах Центрального Таможенного Управления на протяжении 9 месяцев мучительно и долго рождался план по размещению таможенных органов, как указанно в Концепции, преимущественно на складах временного хранения (СВХ) класса "А". При этом в ФТС РФ, вполне разумно за основу классности был принят перечень характеристик, применяемых для точной идентификации типа и класса склада агентством по недвижимости Knight Frank.

В Пояснительной записке ЦТУ в адрес ФТС РФ вполне квалифицированно и доступно обосновывалась идея по размещению таможенных органов конкретно в складах современных и перспективных, а именно на СВХ класса "А". Вот этот перечень СВХ относящийся к классу "А", согласно Пояснительной записки ЦТУ, без грифа секретности, где могли бы разместиться в комфортных условиях с большой перспективой развития таможенные органы Московского региона: ООО "ТЭК Карго Транс", ООО "Юнитранс Логистик", ООО "КРКА Рус", ЗАО "ФМ Лоджистик Кастомс", ООО "ТС Транссервис", ЗАО "Фирма "Центр внедрения Протек", ЗАО "ДХЛ Интернешнл", ЗАО "Смарт Лоджистик Групп", ООО "Объединенная таможенно-логистическая компания", ООО "Автологистика", ООО "Таможенно-логистический контейнерный терминал". Судя по пояснительной записке, соответствующих классу "А" современных СВХ в Московском регионе оказалось 12! Этого вполне достаточно для Московской области, чтобы тотально обновить таможенную инфраструктуру и обеспечить упомянутую Концепцию оптимизации качественным содержанием.

Согласно Приказа ФТС РФ № 2065 от 8.11.2010 г., с 20 января 2011 года в Московском регионе будет действовать 19 таможенных постов и 8 ОТО и ТК, размещенных на областных СВХ, предположительно на современных и технологичных СВХ, как это и должно следовать из Концепции. Но что мы видим в официально утвержденном списке, созданном на основе вполне прогрессивной Концепции по оптимизации размещения таможенных органов в Московском регионе на 2010-2011 годы? Над этим списком, ко всему прочему, долгое время упорно работало несколько сотен человек в Центральном Таможенном Управлении и несколько десятков высококвалифицированных таможенников из Центрального аппарата Федеральной Таможенной Службы России…

Большинство мест размещения таможенных органов в 21 веке, приходится на старый или ветхий фонд отмирающей инфраструктуры социалистического периода. Получается, что обновленная таможенная инфраструктура Московского региона в большинстве своем будет состоять из старых офисно-складских объектов ещё советской постройки, метко названных автором статьи из интернет-портала ФИНАМ, терминалами сарайного типа ("Инновационной экономике России, Терминалы Сарайного Типа!?").

И вот какая проблема: мы активно стремимся в ВТО, строим современный капиталистический рынок, боремся за внедрение передовых инновационных технологий, хотим чтобы и у нас "стволы кирпичом не чистили....". А что видим в реальности, из 19 новоиспеченных таможенных постов, и 8 отделов таможенного оформления и таможенного контроля (согласно Приказа ФТС РФ) примерно 80% - терминалы сарайного типа с устаревшими коммуникациями и древним технологическим оборудованием (см. рис. 1)!!! Из данного рисунка видно, в Московской области появляются что-то новенькое в таможенном деле, а именно Таможенные посты сарайного типа в дополнении к уже имеющимся сарайным терминалам. Возможно, чиновники в ЦТУ и ФТС РФ не внимательно слушали два последних года Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева!? А в этих Посланиях красной нитью проводится курс на модернизацию экономики, читай, в том числе таможенной инфраструктуры, и использование инновационных методов, читай, современных технологий для таможенного дела.

В заключение хочется отметить, если Государство не примет активных мер по реальной модернизации таможенной инфраструктуры в Российской Федерации, для внешнего мира мы будем очень похожи на персонажа из известного фильма "АРМАГЕДДОН". А именно, на небритого русского парня в шапке-ушанке и с ломом в руках!

Возможно, всё-таки проблему управляемой ответственности и разумной адекватности при принятии важных инфраструктурных решений в таможенной сфере, на радость участников ВЭД, для международного бизнеса и для нас в вами решит вступающий в силу 29 декабря 2010 г. 311-й Федеральный Закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации"… И это незадолго до Новогодней ночи, когда все желания исполняются!

С Новым высокотехнологичным годом, уважаемые дамы и господа!

Финам.инфо