21.11.05

Таможня не верит в иномарки по 400 долларов

На Дальнем Востоке продолжаются конфликты автомобилистов и таможенников по поводу возможного повышения цен на поставляемые из Японии иномарки с правым рулем. Спор идет о том, сколько на самом деле стоят ввозимые автомобили, - то есть о сумме, исходя из которой необходимо рассчитывать таможенные пошлины. Таможня утверждает, что 60% ввозимых автомобилей имеют задекларированную стоимость до 400 долларов, что, по ее оценкам, явно нереально. Автомобилисты, в свою очередь, отстаивают обоснованность таких цен. "Известия" решили самостоятельно выяснить, сколько на самом деле стоят ввозимые на Дальний Восток иномарки и как меняется их цена по пути из Японии в российские порты.

Японские машины можно купить за 70 долларов

Массовые акции протеста уже проходили на Дальнем Востоке в начале октября. Это была реакция автомобилистов на введение ДВТУ так называемых мини-каталогов для расчета таможенной стоимости импортных автомобилей. Ранее ДВТУ использовало "сетку оценочной стоимости", которая не учитывала рыночную цену иномарки, а зависела от года выпуска, объема двигателя и типа автомобиля. По новым правилам будет учитываться и комплектация машины. А это увеличивает таможенные сборы на сумму от $600 до $3,8 тысячи с каждой машины.

После серии акций протеста дальневосточных автомобилистов было решено найти компромиссное решение. Но несколько дней назад таможня сообщила, что откладывает введение "мини-каталогов" до 1 января 2006 года.

В связи с этим автомобилисты вновь устроили акции протеста. Во Владивостоке 19 ноября состоялся пикет, проведенный общественной организацией "Свобода выбора" под лозунгом "Правый руль - наше право". Хотя перед этим таможенники и автодилеры договорились, что при разработке "мини-каталога" интересы автомобилистов будут учтены. В детали они не вдавались, хотя заверили, что цена не будет сильно отличаться от прежней.

- Мы не верим в закулисные договоренности, и я уверен, что наступление на иномарки будет продолжено, - заявил "Известиям" лидер "Свободы выбора" Владимир Литвинов.

По словам участников акции протеста, они выжидают, когда таможня сообщит конкретные цифры, и намерены сразу приступить к активным действиям. Автомобилисты уже закупили палатки и походную утварь, чтобы устраивать массовые пикеты на улицах.

- Напрасно таможенники надеются, что зимой на холоде мы не сможем долго им противостоять, - заявил участник акции протеста Андрей. - У нас уже заготовлены палатки и походное снаряжение. Мало будет - еще закупим!

Автомобилисты не согласны с таможенниками, которые заявляют, что машины не могут быть куплены в Японии так дешево и что государство якобы недополучило более $200 млн из-за того, что на 40 тысяч ввезенных в этом году машин была указана, по их мнению, недостоверная сцена - от $50 до 400.

Между тем корреспондент "Известий" сам купил в Японии 7-летнюю "Ниссан-Станза" за $70. Машину собкор "Известий" вообще-то покупать не собирался. Продавец-японец предложил выбрать любую машину, а узнав, что с собой у меня всего $70, отдал "Ниссан-Станзу", снизив на нее цену. И это не уникальный случай. Если проехать по дорогам, ведущим от крупных японских городов, можно увидеть потрясающее для россиянина зрелище - многокилометровый в несколько метров высоты металлический забор, образованный из утрамбованных автомобилей, среди которых немало почти новых! Местные заводы просто не успевают перерабатывать машины, которые избалованные японцы меняют в среднем каждые 3-5 лет. Японец, решивший обновить машину, снимает ее с учета и сдает на специальную автостоянку, где автомобиль дожидается очереди на переработку. Хозяин платит деньги за хранение уже ненужной ему машины. Именно поэтому в Японии легко купить хороший автомобиль и за $50-100.

Как растет цена на иномарку по пути из Японии во Владивосток? Вчера на сайтах японских автоаукционов автомобиль "Тойота-Королла" 2004 года серебристого цвета с пробегом 39 000 км продавали за $430. Затраты в Японии по покупке и отправке авто (включая аукционный сбор с налогами, транспортировку до порта, услуги таможенного склада в Японии с хранением на нем в течение 30 суток, таможенные сборы, плату за погрузку, комиссию) - $737. Транспортировка морем до Владивостока стоит еще $300. Услуги по растаможиванию - $280. Пошлина для физического лица - $4434. В итоге во Владивостоке машина будет стоить уже $6181.

Известия 21.11.05