Таможня считает добро
Сегодня в России празднуют День таможенника. Накануне праздника корреспондент «ОГ» встретился с руководителем Уральского таможенного управления Максимом ЧМОРОЙ, которому три дня назад Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта таможенной службы. В эксклюзивном интервью «Облгазете» Максим Владимирович рассказал о пополнении федерального бюджета, внешней торговле Свердловской области, санкционных продуктах и… космической таможне.
Платежи растут
– Как создавалась таможенная служба России после распада СССР?
– Когда бывшие союзные республики от нас отсоединились, в 1993 году были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон о таможенном регулировании. Это и положило начало российской таможне. В Советском Союзе внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) была монополизирована, но в 90-е годы предприятия, экспортировавшие товары за рубеж, стали давать сбои: перестали торговать с зарубежьем из-за распада СССР. Поэтому внешней торговлей занялись обычные граждане и индивидуальные предприниматели. В то время фактически весь потребительский рынок России снабжался челноками. Для контроля товаров из-за границы в стране было создано и оборудовано порядка 500 таможенных постов. Таможня в те времена часто ассоциировалась с очередями. В 2000-е годы челноков заменили ритейлеры, но скорость контроля по-прежнему не соответствовала ожиданиям.
Сейчас таможня переведена на «цифру». К 2021 году в России будет создано 16 электронных таможен. Наше уральское управление стало одним из первых, где реализован этот сервис. Теперь таможенные декларации обрабатывает не человек, а компьютер. Они последовательно проходят через компьютерные алгоритмы, анализируются и если всё в порядке, то система в автоматическом режиме пускает товары в оборот. Если раньше этот процесс занимал несколько часов, то сейчас на это достаточно пяти минут.
– Советская культура создала образ таможенника, главным занятием которого была борьба с контрабандистами. И до сих пор большинство считает именно так, не задумываясь, что основная задача таможни — пополнение бюджета…
– У таможни две основные функции — фискальная и правоохранительная. Наиболее важной является пополнение федерального бюджета за счёт таможенных платежей. В былые годы бюджет России пополнялся 50 на 50 Федеральной таможенной службой (ФТС) и Федеральной налоговой службой. Сейчас эта цифра ниже: в прошлом году ФТС России перечислила в госбюджет около 6 триллионов рублей — это примерно третья часть от его доходной части. Уральское таможенное управление за 9 месяцев текущего года пополнило российский бюджет на 55 миллиардов рублей. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года это больше на 6,5 процента, что говорит о хорошем экономическом развитии уральских регионов.
ИННОПРОМ даёт эффект
– И какое место по экономическому развитию занимает Свердловская область среди других уральских регионов?
– По многим параметрам лидирующее. В УрФО около 5 тысяч предприятий-участников внешнеэкономической деятельности, и более трёх тысяч из них – в Свердловской области. Внешнеторговый оборот региона за 8 месяцев этого года составил 8,3 млрд долларов США — это более 27 процентов от общей цифры по УрФО. Область ориентирована на экспорт: он всегда превалирует над импортом, составляя около двух третей от всего объёма внешней торговли. Экспортирует регион в основном чёрные и цветные металлы, изделия из них, а импортирует промышленное оборудование и летательные аппараты: компания «Уральские авиалинии» обновляет свой авиапарк. В стоимостном выражении внешнеторговый оборот региона немного уменьшился, а в весовом увеличился на 22 процента. Косвенно это говорит о том, что торговать мы стали более тяжёлыми, но дешёвыми продуктами. Если раньше все наши металлургические заводы работали преимущественно на уральском сырье, то сейчас оно поставляется из других стран. С точки зрения сохранения природы это неплохо: выполнение всех экологических требований при добыче полезных ископаемых обходится дороже, чем закупка сырья за рубежом.
– С кем торгует Средний Урал?
– Основной внешнеэкономический партнёр Свердловской области – Китай (17 процентов от всего товарооборота), затем Казахстан (12 процентов) и США – 7 процентов. Санкционные ограничения играют большую роль для внешней торговли Среднего Урала. Если раньше предприятия закупали промышленное оборудование в странах Евросоюза и США, то сейчас мы видим, что часть из них перешла на импортозамещение, а другая переориентировалась на более дружественные нам страны, например, Китай. Оттуда стали ввозить очень много техники и комплектующих, потому что качество их продукции за последние годы выросло и стало приемлемым для наших предприятий. Интересно, что в этом году в два раза вырос товарооборот между Свердловской областью и Турцией, которая была основным партнёром международной выставки ИННОПРОМ. Возможно, заключённые на форуме контракты стали приносить экономический эффект.
Космическая таможня
– Борьба с санкционными продуктами не потеряла своей актуальности?
– Наша таможня постоянно их выявляет и утилизирует. Главная угроза в этом плане исходит не напрямую из стран Европы, а с внутренних территорий государств-партнёров России по Евразийскому экономическому союзу, которые не поддержали наши контрмеры. Поэтому основной источник поставок санкционных продуктов на Урал – Казахстан. В прошлом году мы остановили 11 большегрузов на границе с Казахстаном с якобы киргизскими яблоками, но оказалось, что они из Восточной или Южной Европы. Вернули груз в Казахстан. Многие считают, что лучше бы такие продукты отдавать в детдома. Но мало того, что их ввозят в Россию незаконно, так они ещё и небезопасны, потому что документы на них подделывают. В любой европейской стране, и тем более в США, такая продукция подлежит утилизации, и у местных жителей не возникает вопросов по этому поводу.
– Каждый день вы сталкиваетесь с товарами из-за границы. Нет желания самому отправиться туда?
– Мне больше нравится отдых в России. Я большой поклонник экотуризма: у нас огромное количество мест, подходящих для этого. В прошлом году я реализовал мечту детства: купил мотоцикл «Урал», которому 27 лет. В свободное от работы время я его ремонтирую, подкрашиваю, перебираю детали. В следующем году рассчитываю проехать небольшим мотопробегом по Свердловской области, посмотреть на наши красоты. И я уверен, что иностранцы тоже будут рады такому отдыху. Когда к нам в Екатеринбург приезжали китайские коллеги из Харбинской таможни, то сказали: «Какой у вас чистый воздух, как здесь хорошо дышать». А если отвезти их в наши леса или горы, где воздух действительно хрустит, то они будут в полном восторге.
– Давайте отвлечёмся от земных дел. По прогнозам учёных, уже в этом столетии человечество колонизирует Луну, и люди там будут добывать полезные ископаемые для экспорта на Землю. Кто будет контролировать эти процессы – космическая таможня?
– Здесь надо подумать, какой статус получит Луна: станет ли она отдельным государством или её поделят на колонии те государства, которые будут её осваивать. Мне кажется, что Луна, как Антарктида, будет зоной совместного использования всего мира. И вопросы перемещения товаров будут регулироваться надгосударственными структурами. Воображение рисует разные картины, но вряд ли понадобится космическая таможня с таможенным звездочетом, который будет подплывать к межпланетным кораблям и досматривать грузы. Скорее всего, к тому времени будет абсолютная цифровая прозрачность, и космическим таможенником станет программист, который пишет программы для сервера глобального учёта всех товаров в мире. Хорошо, если это будет живой человек, но не исключено, что его место займёт флешка в большом центре обработки данных, которая будет учитывать товары, начислять необходимые платежи и делать межгосударственные взаиморасчёты. Всё движется именно к этому. Таможенник будущего — это информационная система. Пусть простит меня Павел Верещагин, но револьвер ему нужен не будет.
ДОСЬЕ «ОГ»
Максим ЧМОРА родился в 1973 году в Хабаровске. Окончил Российскую таможенную академию по специальности «Юриспруденция» и Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королёва по направлению «Радиотехника». В таможенных органах с 1996 года. Работал в Самарской таможне, затем в Татарстанской таможне. В 2015 году назначен первым заместителем начальника Уральского таможенного управления, с октября 2017 года – руководитель ведомства.