16.05.06

Утомлённые квотой

Первая пятница мая стала настоящим кошмаром для автолюбителей. В калининградской "Комсомолке" был обнародован новый список победителей аукциона, в котором минимальную цену квоты по необъяснимым причинам подняли с 1050 до 1100 рублей. В итоге "за кадром" осталось ещё несколько десятков человек. Вопрос, кто занял их места, пока остаётся без ответа. В этот же день обещанная выдача сертификатов на Московском, 95 началась со скандала.

Кого "прокатила" Гаянэ?

Отрадно, что новый список отвечает-таки всем необходимым требованиям: в нём победители ранжированы в соответствии с предложенной ценой, указаны дата и время подачи заявки, а также регистрационный номер участника. Однако теперь сопоставить оба списка оказывается просто невозможно, да и найти себя в нём - тоже задача не из лёгких. Ясно одно: "обделённых квотой" гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Есть даже такие, кто прошёл по цене, однако ни в одном из списков себя не обнаружил. Попытки этих "победителей" найти концы в компьютерных данных Конкурсного агентства успехом, увы, не увенчались.

Мне удалось поговорить с людьми, которые были в первом списке победителей (предложенная ими цена за квоту составляла 1055 рублей), однако в упомянутую пятницу они оказались "за рубежом". "Счастливчики" знать не знали о новых списках и в день их опубликования направились было в банк, дабы перечислить куда следует указанную сумму. И сколь велико было их удивление, когда буквально в один момент всё вдруг кардинально изменилось: стало ясно, что не будет ни квоты, ни машины... Ощущения этих "обиженных" вряд ли можно адекватно отразить в печатном издании, ибо эмоции в таких случаях бьют через край.

Страшная пятница

5 мая, в 9 утра сотрудники Конкурсного агентства сообщили, что компьютеры сломаны, картриджи не заполнены и вообще у них нет людей для работы. Приём документов на выдачу свидетельств на беспошлинный ввоз автомобилей продолжался до 11 часов, после чего был вывешен список из 47 победителей, поступление платежей от которых якобы уже удалось проверить.

Возмущённые обладатели квот, не найдя себя в этом скудном перечне, приняли решение уничтожить бумагу, поскольку изначально "инициативная группа" составляла единые списки очередников как на подачу документов, так и на выдачу свидетельств. В течение полутора часов милиция пыталась усмирить разбушевавшуюся толпу.

Около полудня работники Конкурсного агентства отправили своих людей за новой "базой" для проверки поступления платежей от тех, кто успел за три дня сдать документы, а это порядка 1600 человек. После этого приём документов продолжился. К обеду свидетельство удалось получить только одному человеку из сорока семи "счастливчиков": мужчина с кулаками пробился в заветный кабинет, хотя по единому списку значился далеко не первым.

Представители Конкурсного агентства наотрез отказывались как-либо комментировать сложившуюся ситуацию: мы, мол, только привозим коробки - и всё. На Московском царил настоящий хаос. Каждые 10-15 минут людям обещали что-то новое: дескать, вот-вот начнётся выдача свидетельств, ждите, а потом: мы, видите ли, даже и не знаем, как весь этот процесс организовать - процедура не отработана.

Отчаявшиеся автомобилисты взывали к председателю Калининградского регионального отделения ДАР Сергею Боярских: "Когда же начнётся выдача свидетельств? Почему всё так неорганизованно? Да что же это, в самом деле, творится?!". Уставший за день от вопросов Сергей Владимирович отвечал: "Разве я похож на Кизарьянц?"

Статус кво-т

К 18 часам пятницы к месту доставили-таки 200 оформленных свидетельств, однако выдавать их не спешили, ведь соответствующий порядок пока никем не утверждался. "Реалити-шоу" продолжалось. А народ обречённо ждал.

Поздно вечером в здание ворвался пьяный, абсолютно неуправляемый и при этом весьма прилично одетый гражданин. История умалчивает, депутат это был или помощник какого-то депутата, однако соответствующее удостоверение помогло ему беспрепятственно проникнуть в кабинет, где шёл приём документов. Мужчина вёл себя по-хамски, и сотрудница Конкурсного агентства попросила блюстителей порядка избавить её от общества этого невоспитанного господина.

Ссылаясь на свою неприкосновенность, ничуть не стесняясь оперативной съёмки, господин N угрожал прапорщику МВД физической расправой и, прилюдно оскорбляя его, размахивал "ксивой" перед лицом милиционера с требованием подчиниться - немедленно назвать фамилию и звание. Невозмутимость сотрудника правоохранительных органов привела "гостя" в ещё большее бешенство. "Бунтарь с привилегиями" схватил рупор и стал кричать в толпу: "Товарищи! Вас обманывают! Свидетельства готовы, а вам их просто не выдают!" Эти слова только подлили масла в огонь, и волнения в народе усилились.

Когда смутьян удалился, выяснилось, что появление на Московском "высокопоставленной персоны" было продиктовано банальной причиной: он тоже претендовал на получение квоты! Вознамерившись "купить очередь", законодатель подошёл к представителям инициативной группы и, получив от ворот поворот, сопровождавшийся словами "Мужчина, отойдите!", решился на саботаж.

Немногим позднее активистка из инициативной группы пыталась провести через плотную толпу опоздавшего на рандеву с приёмщицами человека. Возмущённый таким раскладом полковник запаса, чья очередь была как раз на подходе, ударил женщину в живот. Этот двухметровый и в меру упитанный детина гордо заявил, что в данной ситуации может поднять руку даже на ребёнка... Понемногу звереем.

Место встречи изменить нельзя

Долгожданная выдача свидетельств началась в пятницу уже после девяти вечера. На сей раз пошли путём деления русского алфавита на три части, что соответствовало мизерному количеству "отведённых" для этой процедуры сотрудников Конкурсного агентства (позже к этой троице добавилось ещё столько же). Документы выдавались вразнобой, система первичной очерёдности была утеряна безвозвратно.

Понятно, что такое количество работников просто не способно было обеспечить желанных результатов: процесс шёл ни шатко ни валко. В субботу и воскресенье очередь тормозили квотные "монополисты-осьминоги" (выигравшие десятки и сотни квот). После выходных скорость выдачи кардинально не изменилась: к четвергу приблизительное число полученных на руки свидетельств не превысило и 1300 штук.

Запланированная автомобилистами акция по перекрытию Московского проспекта так и не состоялась. В воскресенье утром сотрудник МВД в рупор очень внятно и рассудительно предупредил, что любое возмущение в толпе поставит жирную точку на выдаче свидетельств. "Душевный порыв" был заглушен.

Неопределённость и несогласованность процесса выдачи документов заставила "квотников" временно "прописаться" на Московском. В Калининграде образовался новый "бизнес-центр". Люди живут, работают и стоят в очереди одновременно. Предприниматель Александр, улыбаясь, признался мне, что уже привык к такому порядку вещей и воспринимает ситуацию как должное: "Я теперь и встречи своим деловым партнёрам здесь назначаю. Они подъезжают, и мы решаем все вопросы на месте. А что поделаешь?"

"Подквотные" камни

На Московском набралось уже человек пятнадцать, чьи фамилии и организации значатся в списках готовых свидетельств, однако сами документы работники Конкурсного агентства вот уже пять дней не могут разыскать. Мне удалось поговорить с одним из этих "несчастных".

Олег на грани отчаяния, дежурит здесь с семи утра до полуночи, всякий раз отстаивает заново очередь, чтобы лишний раз убедиться в том, что его свидетельство попросту растворилось в воздухе. "Я устал находиться здесь почти сутками. Уже никакой машины не хочу, пусть только вернут деньги за квоту. Не знаю, куда теперь обращаться, кому жаловаться, что делать?!" Реальные консультации такие люди получают у представителей Калининградского регионального отделения ДАР.

Подобные случаи уже никого особо не удивляют, ведь с самого начала всё делалось кое-как, тяп-ляп. Всю эту квотную эпопею впору уподобить инвалиду, хромающему на обе ноги: если уж решилось правительство области выдавать 8000 квот по штуке на брата, то надо было бы с учётом этих грандиозных планов и методику соответствующую продумать.

Таможня в реале

Те "счастливчики", которым удалось-таки получить заветное свидетельство, отправились на праздники за границу, дабы реализовать своё квотное право. Очередей на границах пока нет, однако охочие до мзды сотрудники соответствующих структур уже довольно потирают руки.

Виталий, один из первых "квотников", пригнавший в нашу область иномарку, поведал мне о нынешних таможенных заморочках: что, где и почём.

Итак, на границе с Литвой просят от 20 у.е. "за проезд", иначе - "у нас сломался компьютер". На таможне берут от 20 до 50 у.е. за быстрое оформление таможенной декларации (ТД 1), при этом официальную её стоимость (700 руб.) никто, понятное дело, не отменял. Далее на дороге транзитников ожидают сотрудники ГИБДД, которые требуют соответствующую страховку. Встреча с виртуозами полосатого жезла и свистка может обойтись в сумму от 100 рублей и выше в зависимости от аппетитов последних.

На местной таможне требуют также грузовую таможенную декларацию и оценку транспортного средства. Такие услуги предоставляют частные декларанты, которые находятся там же. Обежав порядка пяти фирм, мой собеседник столкнулся с малоприятным фактом: все они предлагают только полный пакет услуг стоимостью от 300 до 550 у.е. Попытки Виталия уверить частников в том, что он "спортсмен от рождения" и хочет сам побегать по инстанциям, ни к чему не привели. И всё-таки нашлась одна фирма, предоставившая услуги "по отдельности": ГТД оформили за 550 рублей, оценку ТС произвели за 450 "деревянных".

Кстати, невнимательность таможенника в Советске стоила Виталию ещё 120 у.е. Инспектор забыл внести в документы километраж спидометра, а ведь эта отметка существенно снижает пошлину. И хотя в ТД 1 такие данные есть, работники калининградской таможни не считают эту первичную декларацию официальным документом. Автомобилист был поставлен перед неутешительным выбором: либо возвращаться в Советск (не факт, что попадёшь в смену того самого таможенника), либо платить по таксе. Обратно Владимир не поехал из экономических соображений: за 1040 рублей на складе временного хранения машина может находиться не более суток, а потом за простой будет "капать" по полсотни в час. В общем, снова пришлось доставать из заначки энное количество условных единиц.

На следующий день в таможне на Транспортной - банальный случай - внезапно пропал свет. Три часа ожидания снова не прошли для моего рассказчика "даром". На СВХ, где всё это время находился его автомобиль, объективные причины во внимание не приняли: мол, ничего не знаем, это не наша контора - и взяли за вынужденный простой ещё 200 рублей.

Вконец измочаленный поездкой за иномаркой и бесконечной беготнёй по кабинетам, Виталий сообщил, что в целом растаможка обошлась ему в 1300 у.е. Конечно, сумма эта для каждого автомобилиста окажется разной: кому как повезёт. А ведь впереди ещё постановка на учёт, оформление страховки и т.д. То ли ещё будет!

Светлана Таран , "Авторынок Калининграда", 19 от 16.05.2006