В рамках Консультативного совета таможенники и бизнесмены обсудили актуальные вопросы
17 декабря 2010 года состоялось очередное заседание Консультативного совета по работе с участниками ВЭД при Южном таможенном управлении, в котором помимо руководства ЮТУ и ряда таможен, приняли участие представители территориальных и федеральных органов власти, Арбитражного суда, МИДа, торгово-промышленных палат региона, общественных организаций, таможенных представителей, крупнейших перевозчиков и участников внешнеэкономической деятельности, сообщает Пресс-служба ФТС РФ.
Повестка дня включала вопросы, связанные с приоритетными направлениями работы таможенных органов – внедрением электронного декларирования, защитой прав интеллектуальной собственности и вступлением в силу Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Открывая работу Совета, его председатель начальник ЮТУ Александр Гетман отметил, что вынесенные на заседание вопросы имеют несомненную актуальность.
Внедрение перспективных таможенных технологий открывает перед участниками ВЭД, таможенными представителями и перевозчиками уникальные возможности. Защита прав интеллектуальной собственности уже несколько лет входит в число основных задач таможенных органов, а в связи с предстоящим вступлением России в ВТО и приближающейся Олимпиадой-2014, работа в этом направлении становится все более интенсивной. Особенно важно рассмотреть основные положения закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который «закроет» отсылочные нормы Таможенного кодекса Таможенного союза и установит правила для российских участников ВЭД, в связи с тем, что он вступает в силу 29 декабря.
С докладом об итогах и перспективах электронного декларирования в Южном федеральном округе выступил начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий Вадим Сеничев.
Когда год назад тема Интернет-декларирования была впервые рассмотрена на заседании Консультативного совета, как выразился В. Сеничев, «всё только начиналось – вопросов было больше чем ответов, проблем было больше чем решений». Сегодня уже есть реальные результаты, о которых и рассказал выступающий.
В октябре текущего года все таможенные органы ЮТУ, уполномоченные принимать таможенные декларации, были подключены к технологии Интернет-декларирования. За 11 месяцев оформлено почти 40 тыс. Интернет-деклараций, что составляет свыше 25% от общего числа таможенных деклараций, а с учётом 4 квартала – почти 44%.
К Интернет-декларированию подключается всё больше заинтересованных лиц. Но главное, сама технология развивается. Пополняется перечень таможенных процедур, помещение под которые возможно с применением Интернет-декларирования. С начала декабря стало возможным «прикрепление» к электронной декларации чертежей, схем и тому подобных документов. Кроме этого, предусмотрена возможность совершения таможенных операций с припасами в электронном виде.
Спектр новых технологий постоянно расширяется. Докладчик подробно остановился на центрах электронного декларирования, которые не только будут принимать декларации в электронном виде из любых регионов России, но и позволят более широко применять технологию удаленного выпуска. В Южном таможенном управлении с 12 января 2011 года начнут функционировать два ЦЭДа – в структуре Ростовской и Краснодарской таможен.
Завершая свое выступление, В. Сеничев напомнил присутствующим об одной из целей создания Консультативного совета – на основе конструктивного взаимодействия таможенных органов и деловых кругов совершенствовать управление в сфере таможенного дела в целях создания оптимальных условий для предпринимательской деятельности, что трудновыполнимо без внедрения новых информационных технологий.
О проблемах и перспективах работы по защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами ЮТУ рассказал заместитель начальника управления – начальник службы федеральных таможенных доходов Дмитрий Ребро.
В последние годы в регионе деятельности Южного таможенного управления растут объемы выявления контрафактной продукции. Так, за 11 месяцев 2010 года было выявлено 3,6 млн единиц таких товаров, что в 2,5 раза превышает показатель аналогичного периода 2009 года. Кроме того, на рассмотрении в судах находится около миллиона товаров, обладающих признаками контрафактных. Таможенными органами с начала года было возбуждено 186 дел об административных правонарушениях по ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака» и ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» КоАП РФ. Сумма начисленных штрафов по признанным в суде контрафактными товарам за 11 месяцев 2010 года составила более 1 млн рублей.
В номенклатуре выявляемых таможенниками контрафактных товаров в этом году произошли существенные перемены. Если раньше наибольший удельный вес приходился на одежду, упаковку и этикетки, косметическую продукцию, кондитерские изделия, то сейчас появилась новая тенденция – детские игрушки и комплектующие (например, пробки для закупорки бутылок для алкогольной продукции). «Это свидетельствует о переходе проблемы производства и реализации контрафактной продукции на транснациональный уровень, что ставит перед нами новые задачи», - подчеркнул Д. Ребро.
В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов России является защита олимпийской и паралимпийской символики. С приближением 2014 года поток «олимпийского» контрафакта на территорию нашей страны становиться все больше и разнообразней. За 11 месяцев 2010 года таможенными органами ЮТУ было выявлено более 35 тыс. товаров с незаконно нанесенной символикой зимних Игр, что на 55% выше уровня 2009 года. Кроме того, наблюдается значительное расширение номенклатуры выявляемого контрафакта: к наиболее типичной продукции прошлого года - одежде, обуви, сувенирам – прибавились продукты питания, посуда и упаковка.
Третий вопрос, включенный в повестку дня заседания, был рассмотрен комплексно, с учетом правовой, оформительской и экономической сторон Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Новый закон станет еще одним фундаментальным документом, положенным в основу деятельности таможенников и участников ВЭД. Обе стороны должны быть готовы начать его применение, в чем пригодится опыт, накопленный при организации Таможенного союза и выполнении решений Комиссий ТС. С докладами о предстоящих изменениях выступили ВрИО заместителя начальника управления – начальника правовой службы Виктор Яровой, начальник службы организации таможенного контроля Олег Долгополов и начальник отдела таможенных платежей Елена Ухова, каждый по своему направлению деятельности.
В. Яровой дал общую характеристику новому документу.
Законом урегулированы вопросы, касающиеся системы таможенных органов России, их обязанностей, правомочий и ответственности, порядка обжалования действий должностных лиц таможенных органов, информирования и консультирования, порядка ведения специальных реестров, исчисления, уплаты и взыскания таможенных платежей, особенностей проведения отдельных форм таможенного контроля, распоряжения товарами, обращенными в федеральную собственность, таможенного декларирования, таможенных процедур и перемещения отдельных видов товаров и др. В Закон включен ряд положений, направленных на стимулирование инновационной активности российских предприятий, закреплены основные принципы перемещения товаров при их ввозе, вывозе и перемещении по территории России, предусмотрены упрощенные процедуры при экспорте высокотехнологичного оборудования и импорте комплектующих для его создания, а также меры для уполномоченных экономических операторов, позволяющие минимизировать административную нагрузку при сохранении качества и эффективности осуществления таможенного контроля. В документе нашел отражение порядок принятия решений (в том числе и предварительных) о классификации товаров.
Порядок определения таможенной стоимости в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, отнесен законом на уровень решения Правительства РФ, равно как и принятие решений об открытии и закрытии таможенных постов. Урегулированы вопросы, касающиеся применения отдельных форм таможенного контроля (таможенный осмотр помещений и территорий, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности, таможенная проверка).
Докладчик подчеркнул, что при разработке и согласовании закона эксперты Федеральной таможенной службы стремились создать в условиях Таможенного союза систему таможенного контроля, эффективную для государства и минимально обременительную для бизнеса.
В настоящее время, подытожил выступающий, таможенные органы Российской Федерации ориентированы на безусловное и скорейшее применение новелл таможенного законодательства.
Более подробно о нововведениях рассказали О. Долгополов и Е. Ухова, которые остановились на принципиальных изменениях в порядке таможенного оформления и контроля и уплаты таможенных платежей.
В ходе обсуждения информации, изложенной докладчиками, А.Гетман отметил, что хотя освещены далеко не все аспекты нового закона, основные тенденции, самые важные изменения были выступающими затронуты.
Подводя итоги завершающего 2010 год заседания Консультативного совета, начальник ЮТУ сказал: «В этом году внешнеэкономическая деятельность с точки зрения ее регламентирования нормативно-правовыми актами претерпела значительные изменения. Мы пережили очень непростой период вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Процесс прошел достаточно плавно, серьезных проблем не возникло». Зато положительные эффекты, подчеркнул Александр Гетман, видны невооруженным глазом: для физических лиц значительно упростилось пересечение границы на личном автотранспорте, серьезно снизились объемы оформления транзита, на что тратились силы таможенников и перевозчиков. Кроме того, сегодня уже можно констатировать наличие свободного товарооборота между Казахстаном и Россией.
Закрывая работу заседания, А.Гетман, поздравил всех присутствующих с наступающими праздниками и выразил уверенность, что и в следующем году Консультативный совет будет эффективно выполнять свои функции: доведение позиции таможенных органов до руководителей предприятий и организаций, связанных с внешнеэкономической деятельностью, с одной стороны, а с другой – информирование таможенников о проблемах, которые требуется обсудить и решить на этой дискуссионной площадке.
VCH.RU ; 22.12.10