Верховный суд сбил таможенную стоимость оборудования в лизинге
В начале июля Верховный суд (ВС) вернул на новое рассмотрение спор между Федеральной таможенной службой (ФТС) и нефтесервисной компанией Eriell Group. В 2011 г. компания взяла в лизинг оборудование у Velesa Trading Limited и ввезла его в Россию.
В декабре 2014 г. таможенники провели проверку, увеличили таможенную стоимость оборудования на сумму лизинговых платежей и доначислили Eriell Group почти 220 000 руб. Они ссылались на соглашение Таможенного союза, по которому таможенная стоимость товара определяется из суммы всех платежей за него, в том числе возмещения затрат на передачу товара, дохода лизингодателя и выкупной цены. Eriell Group оспорила решение в Арбитражном суде Оренбургской области. Компания указывала, что проценты по лизингу не могут включаться в таможенную стоимость, следует из материалов суда. Спор прошел три судебные инстанции, все они поддержали таможню. Представители ФТС и Eriell Group не ответили на запросы «Ведомостей».
Споров из-за включения лизинговых платежей в таможенную стоимость очень много, говорит Сергей Еремин из Herbert Smith Freehills. Но практика не была единообразной, указывает Елена Белозерова из Goltsblat BLP. Например, в Московском регионе суды поддерживали таможенников, рассказывает Алексей Карчемов из «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», а в Северо-Западном регионе – бизнес. Суды оценивали каждую конкретную ситуацию, вспоминает Еремин: какая была таможенная процедура, какие документы компания предоставила, условия договора.
Впервые единообразие попытался ввести Высший арбитражный суд в 2012 г., встав на сторону бизнеса. Позже, в мае 2016 г., ВС подтвердил: в таможенную стоимость не входят лизинговые платежи, которые не относятся напрямую к цене товара. Например, проценты за отсрочку или рассрочку. Лизинговые платежи могут состоять из самых разных частей, объясняет Галина Донцова из Dentons. Обычно это стоимость товара, транспортировка, проценты за пользование кредитом и другие расходы лизингодателя, а также прибыль, перечисляет она. Лизинговые проценты тоже входят в эту сумму, говорит Белозерова, но такие платежи – это вознаграждение лизинговой компании за услугу по финансированию, а значит, они не относятся к цене товара и не являются частью таможенной стоимости. Это финансовая услуга, а не часть стоимости товара, согласен партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, иначе всем импортерам, которые купили оборудование в кредит, пришлось бы платить пошлину и НДС еще с процентов банку.
Таможня пользуется тем, что компании не разбивают в договорах лизинговые платежи, говорит юрист лизинговой компании. Проценты по лизингу могут достигать 20%, продолжает он. Все зависит от того, на какой период товары предоставлены в лизинг и условий договора, отмечает Белозерова: но суммы процентов по лизингу могут быть достаточно большими.
В конце июня ВС еще раз подтвердил свою майскую позицию в споре между ООО «Дискавери» и Центральной акцизной таможней. «Дискавери» указала таможенную стоимость в 52 800 евро, а после включения в нее лизинговых платежей она выросла до 64 180 евро. Суд также указал, что из-за подобной практики компании оказываются в неравном положении с теми, кто приобретает такой же товар по договору купли-продажи.
Определения ВС должны сделать практику единой, надеется Карчемов. Но пока суды игнорируют позицию ВС, говорит Костальгин: в этом году он уже 5 раз отправлял подобные дела на новое рассмотрение.