Взяли за лапу
Китайские целители не дождались контрабандного груза.
Китайцы, как известно, любители экзотических блюд. Например, лосиные губы и медвежьи лапы – одни из многочисленных деликатесов азиатской кухни. Кроме того, последние используются в Поднебесной и для изготовления медицинских препаратов. Поэтому нередко эти «ингредиенты» становятся предметом контрабанды.
10 мая на международном пункте пропуска «Забайкальск» была задержана партия дериватов – 24 медвежьи лапы, 16 из которых принадлежат взрослым особям и восемь – медвежатам, а также семь передних частей лосиных голов. Всё это было заморожено – для пущей сохранности. Контрабанда была обнаружена в тепловозе поезда, следовавшего из России в Китай.
«Таможенники подняли пол между дизелем и генераторной установкой тепловоза и обнаружили несколько перемотанных скотчем пластиковых пакетов. Тепловоз пришлось отцепить от грузового состава, отогнать на запасной путь и тщательно осмотреть», – сообщили «Гудку» в пресс-службе Забайкальской таможни.
По факту попытки незаконного вывоза частей животных возбуждено дело об административном правонарушении. По предварительной оценке экспертов, сумма, которая могла быть выручена за этот товар, меньше 250 тыс. руб. Если бы стоимость изъятого превышала эту цифру или хотя бы была равна ей, то тогда было бы заведено уже уголовное дело по статье 188 УК РФ «Контрабанда».
«Если всё же эксперты заключат, что стоимость лап медведей и голов лосей превышает четверть миллиона рублей, то виновным в их провозе будет грозить штраф от 100 до 400 тыс. руб, или лишение свободы на срок до пяти лет», – говорит прокурор Даурской транспортной прокуратуры Александр Барсуков.
Вместе с тем сами виновные пока не определены – прокурор особо отметил, что административное дело возбуждено не в отношении локомотивной бригады, которая вела тепловоз с тайником, а исключительно по факту попытки незаконного перемещения груза через границу.
«Причастность машиниста и помощника к правонарушению не доказана. Они опрошены в рамках следствия, но их свободу никто не ограничивал. Спрятать звериные органы в кабине могли совершенно посторонние люди, которые знают, что в определённом месте под полом тепловоза есть пустое место. Поэтому однозначно обвинять локомотивную бригаду невозможно. Тем более что железнодорожникам хорошо известно, что попытка провезти в Китай груз такого рода – это риск потерять работу и своё доброе имя», – говорит Александр Барсуков.
Однако и машинист тепловоза, и его помощник уже оставили работу на дороге, написав заявление об уходе по собственному желанию. Тем временем прокуратура продолжает поиски причастных к попытке контрабанды. При этом в ведомстве подчёркивают, что в нелегальную добычу и продажу звериных органов вовлечено множество людей.
«По сути, это организованный бизнес. Его разветвлённая сеть включает в себя браконьеров, добывающих животных, перекупщиков, организаторов сбыта уже на территории Китая», – замечает Александр Барсуков.
И бизнес этот весьма прибылен. «Медвежьи лапы и желчь, лосиные губы, панты изюбря, рога сайгака, мускусные железы кабарги широко используются в китайской народной медицине и кулинарии, поэтому высоко ценятся в Поднебесной. Весной китайские целители охотно берут лосиные губы и панты, так как считают, что в этих частях тела у животных в период спаривания из-за притока крови откладывается большое количество полезных веществ. Лапы медведей и рога сайгаков пользуются постоянным спросом вне зависимости от времени года», – рассказал «Гудку» китаист Александр Тарасов.
Зная о существующем в Китае спросе на добытых браконьерами зверей, таможенники и пограничники региона обыскивают направляющиеся за границу автомобили и поезда.
«Специалисты знают, где и как искать, а порой – в сезоны роста спроса на отдельные органы животных – даже и что искать», – говорит замначальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля железнодорожного пункта пропуска в Забайкальске Игорь Виноградов.
Но, признаёт он, случаи провоза незаконного груза в Китай всё же не исключены. Часто обычные пассажиры, следующие в КНР автотранспортом или по железной дороге, провозят дериваты в багаже мелкими партиями весом в 100–200 г. Крупные партии частей животных провозятся в тайниках. Хоть и редко, но они могут пройти границу, так как контроль вагонов и локомотивов здесь проводится выборочно. Чтобы досмотреть состав в 60–70 вагонов, у пограничников и таможни есть только 35 минут. За такой короткий отрезок времени проверить всё не получается.
«Для организации должного контроля нужны стационарные рентгеноскопы, которые на ходу будут проверять составы. Автопереход в Забайкальске таким прибором уже оснащён, и он позволяет видеть всё – от уровня масла в двигателе машины до тайников», – замечает Игорь Виноградов.
На ЗабЖД говорят, такое устройство позволило бы не только сократить объёмы контрабанды, но и защитить железнодорожников, вольно или невольно к ней причастных.
«Так, в 2006 году локомотивную бригаду ЗабЖД задержали с грузом частей тел животных в организованном в локомотиве тайнике уже на территории КНР. Там закон к подобным преступлениям гораздо строже и россиянам грозило заключение на несколько лет. Бригада провела семь месяцев в китайской тюрьме. Причастность наших сотрудников к совершению преступления китайскими властями за это время так и не была доказана, пришлось их освободить», – говорит ведущий специалист службы управления персоналом магистрали Татьяна Галиндухина.
Между тем
Стенды об ответственности за незаконное перемещение редких видов животных и растений, изготовленные по инициативе Всемирного фонда дикой природы (WWF России) и программы TRAFFIC, будут установлены на семи таможнях Дальневосточного таможенного управления. Об этом говорится в сообщении WWF.
Информация будет размещаться как на русском, так и китайском языке. Также на стендах можно будет увидеть фотографии российских и китайских контрабандистов, которые уже понесли наказание.
«Гудок», 21.05.2009